Ген уполномочен заявить

Полторы тысячи белорусов ежегодно проходят тест на отцовство

Полторы тысячи наших мужчин ежегодно проходят тест на отцовство

Двенадцать лет две российские семьи воспитывали неродных дочерей, о чем узнали совершенно случайно всего два месяца назад. Ревнивый муж одной из женщин все эти годы подозревал ее в измене: темноволосая и кареглазая дочь ни на него, ни на жену не была похожа. И когда прозвучало слово «развод», несчастная женщина решилась на ДНК-экспертизу. Результат шокировал: девочка и вправду неродная. Ни для кого. В далеком 1999 году в роддоме ее перепутали с другим младенцем.

История, произошедшая в городе Копейске Челябинской области, просто взорвала общественность. И так впечатлила некоторые супружеские пары, что те сразу засобирались в клиники на ДНК-экспертизу.

Для чего человек обращается к услугам генетика? И к чему это может привести? Где в Беларуси можно сделать тест на ДНК? Во всех нюансах генетических исследований разбиралась корреспондент «Р».

Предполагаемый отец

— К счастью, в нашей практике случаев подмены или кражи детей не было, — рассказал Сергей Боровко, заведующий центральной судебно-биологической лабораторией государственной службы медицинских судебных экспертиз Беларуси. — В то же время количество обратившихся за ДНК-экспертизой с каждым годом увеличивается. В основном по вопросам установления отцовства. Как по определению суда, так и по собственному желанию. В среднем за год в республике проводится около полутора тысяч таких экспертиз.

Чтобы ее пройти, нужно написать заявление и полным составом, мать — ребенок — предполагаемый отец, сдать образцы слюны и крови из пальца. Получить готовые результаты можно через месяц на руки либо по почте. Цена вопроса для белорусской семьи из трех человек — почти 800 тысяч белорусских рублей, иностранцам придется раскошелиться на 1 миллион 800 тысяч.

Впрочем, цена процедуры зависит от количества участников процесса. Можно, конечно, провести экспертизу и с одним родителем. Но для этого ребенок должен быть совершеннолетним. Результат будет более точным, если в процессе участвует вся семья. Бывает, что приходят семьями из семи—десяти человек. Почему так много? Например, у мужчины было две семьи, в одной из которых ребенок рожден вне брака, а потому юридически «спорный» и социально незащищенный. Глава семьи умирает от сердечного приступа, тонет, гибнет в ДТП. Как доказать, что ребенок его? Собрать всех кровных родственников: чем их больше, тем выше точность экспертизы. Установить отцовство можно даже после смерти мужчины: в некоторых случаях образец его крови может храниться в архиве до 10 лет. Возраст обследуемого неограничен — от 0 до 60 лет. Главное, чтобы родители были живы.

Случается и наоборот: ребенок оформлен на мать, получающую пособие от государства. И вдруг она начинает выпивать, не уделяет внимания своей кровиночке, а то и вовсе бросает семью. В редакцию однажды обращался мужчина, гражданская жена которого умерла, оставив на руках двухлетнюю дочь. Но удочерить малышку органы опеки не позволили, ведь юридически он ей никто. Пришлось обращаться в суд, а затем и к генетикам.

— В каждом конкретном случае определяется степень вероятности отцовства, — продолжает Сергей Родионович. — Раньше, когда экспертизу проводили по группе крови матери, ребенка и предполагаемого отца, отцовство исключалось не более чем в 5—10 % случаев. Если этого не происходило, то достоверно высказываться о родстве было невозможно. Сегодня вероятность родства составляет не менее 99,9 %.

Хотя и генетическая экспертиза в некоторых случаях бессильна. Практически невозможно установить отцовство, если спор идет между двумя братьями-близнецами, у которых ДНК идентична.

Материнство тоже нужно доказать

Ошибаются те, кто думает, что установление отцовства — прерогатива лишь мужчин. Иногда женщине приходится доказывать, что именно она родила этого ребенка. В основном, если младенец появился на свет вне стен медицинского учреждения и у него нет даже свидетельства о рождении.

Как ни крути, но генетический анализ преследует в большинстве случаев имущественные цели. Доказано, что ты отец? Будь добр, материально обеспечь будущее ребенка или плати алименты. Если экспертиза посмертная, значит, сын или дочь будут получать пенсию по потере кормильца. Или унаследуют какой-нибудь небольшой особняк. В зависимости от доходов мужчины. Впрочем, мать должна быть готовой к тому, что «установленный» отец будет иметь равные с ней права на ребенка: на общение, определение места проживания.

Когда один на миллион

О процедуре со стопроцентным результатом полвека назад приходилось лишь мечтать. Сегодня же генетика приходит на помощь не только судмедэкспертам.

— Анализ ДНК позволяет определить такие наследственные заболевания, как фенилкетонурия, муковисцидоз, тяжелые нарушения нервной системы и обмена веществ, — рассказал заведующий лабораторией цитогенетических, молекулярно-генетических и морфологических исследований РНПЦ «Мать и дитя» Константин Моссэ. — Процедура диагностики для всех одинакова. Кровь для исследований берут из вены. И, как правило, у всех членов семьи, в которой выявлена наследственная патология. Реже — у других близких родственников, которые, сами того не подозревая, могут быть носителями мутаций. Результаты ДНК-исследования обычно готовы уже через несколько дней. И все же желающих прочитать свой ген немного, особенно пока не появились проблемы.

Наверное, было бы неплохо, если бы люди проверялись на тот же муковисцидоз. Заболевание это тяжелое, по генетическим меркам достаточно частое и в нашей стране выявляется у 10—12 человек в год.

Из генетических изменений, влияющих на риск возникновения различной патологии, в первую очередь стоит отметить фактор Лейдена, который повышает вероятность развития тромбоза в семь раз, и находят его у трех процентов населения. Особенно эта информация ценна для того, кто ложится на операционный стол или планирует беременность. Кроме того, риск развития, например, диабета, инфаркта, инсульта может быть связан с изменениями в цепочке ДНК. А генетический анализ позволит оценить, насколько он велик, и просигнализировать о необходимости профилактики.

— Мы проводим всю ДНК-диагностику, кроме онкологической, — продолжает Константин Моссэ. — И занимаемся редкими генетическими заболеваниями, которые могут быть и одним на миллион. У нас есть технологии, позволяющие диагностировать практически любую наследственную патологию. Но не всегда хватает на это времени и свободных рук. Сегодня в мире известно порядка пяти тысяч заболеваний, причиной которых являются нарушения в ДНК, но смотрим мы пока только десятки. Конечно, список выявленных в лаборатории наследственных заболеваний с каждым годом расширяется, и я уверен, что в ближайшие годы мы сможем помочь многим людям, нуждающимся в ДНК-диагностике. 

Кстати

В Беларуси три учреждения занимаются установлением отцовства: Государственная служба медицинских судебных экспертиз, Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь и Государственный экспертно- криминалистический центр МВД. Если человека не устраивает результат одной лаборатории, он может обратиться в другую. Пока же удостовериться, что кровиночка твоя собственная, удобно лишь минчанам: в областных центрах ДНК-экспертизы не проводятся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter