Выставка трех поколений: во Дворце искусства показали работы художника Гавриила Ващенко и членов его семьи

Ген искусства

В советское время с родственными связями в искусстве активно боролись. Косые взгляды коллег, перешептывания о раздаче мастерских и семейном подряде — хватало всего. Сегодня творческие династии не только приветствуются, но и поощряются. К 95‑летию народного художника БССР Гавриила Ващенко в минском Дворце искусства (он же — Республиканская художественная галерея) открылась выставка с символическим названием «Династия». Помимо произведений нашего выдающегося монументалиста, здесь можно увидеть работы его близких — сына Константина и внучки Ангелины.

Ангелина и Константин Ващенко.

С неизвестной стороны

Живопись, графика, фотография, декоративно-прикладное искусство, дизайн — кажется, семья Ващенко охватила едва ли не все пластические виды искусства. Сложно уловить, чем похожи произведения трех поколений художников этой фамилии. Но удивительное дело: если посмотреть на работу одного, тут же находятся отсылки к другому. Особенно хорошо эта преемственность поколений просматривается на примере родоначальника династии и его внучки. Первый заместитель председателя Белорусского союза художников искусствовед Наталья Шарангович раскрывает идею экспозиции:

— Когда мы решали, как лучше организовать юбилейную выставку Гавриила Харитоновича, сразу определили, что не хотим превращать Дворец искусства в мемориальный зал. Все-таки союз художников — это живая структура, и мы нашли такой выход: рассказать о Ващенко как об основателе династии и показать его вклад в художественное развитие следующих поколений семьи. Гавриил Харитонович, Константин и Ангелина — мастера очень разные, но в том, как они чувствуют мир и искусство своего времени, они, безусловно, очень похожи. В работах Ващенко-старшего — отголоски советской эпохи с ее объемом, монументализмом, символичностью. В свою очередь, у Константина, чей расцвет пришелся на 1990‑е, образы уже намного жестче. А вот Ангелина — дитя нашего времени. В ее работах уже нет излома, но появляется сказочность, мифологичность.


Для выставки союз художников отобрал около сотни произведений, которые, с одной стороны, наиболее ясно отражают стиль династии Ващенко, а с другой — открывают ее с новой, неизвестной стороны. 
Хрестоматийные произведения Гавриила Харитоновича перекочевали в галерею из фондов Национального художественного музея и Национального центра современных искусств. Незнакомые широкой публике — из семейной коллекции Ващенко. Константин, к слову, не только продолжатель дела отца, но и хранитель семейных ценностей. Это наследство исчисляется десятками картин, рисунков и эскизов, которые народный художник БССР ранее не демонстрировал публике, обращает внимание Наталья Шарангович:

— Кажется удивительным, но Гавриил Ващенко до сих пор не очень раскрыт как художник. Свои маленькие, в чем-то даже камерные работы он никогда не предлагал для выставок, считал, что это всего лишь пробы пера, этюды. Как художник-документалист подчеркивал: картина должна быть продумана до мелочей. Маленькие работы он мог повесить дома или подарить друзьям, но показать на выставке — никогда. Сегодня у зрителей появилась возможность увидеть их впервые.


Классические полотна Ващенко, впрочем, представлены на выставке не менее обильно. Это в том числе знаменитые «Матчыны крылы» — хрестоматийная, зафиксированная во всех учебниках работа 1976 года. Полесье и родные Чикаловичи — не только место, где прошло детство художника. Здесь родились его образы, сюжеты, которых хватило на всю жизнь. Когда у Гавриила Харитоновича спрашивали, какая из работ его любимая, он неизменно отвечал: «Любимых нет. Есть наиболее эмоционально выстраданные — те, которые связаны с малой родиной, нашим домом, мамой…»
Не одну свою картину Ващенко посвятил Полесью и людям, которые окружали его с детства. Все эти работы, по сути, генеалогическое древо в рисованных образах. 
Мама Надежда Михайловна, брат Николай, дед Михаил и бабуля Сынклета — простая сельская женщина, которая родила 12 детей, пережила всех и умерла в возрасте 119 лет. Ее портрет Гавриил Ващенко написал к 40‑летию Великой Победы и посвятил всем женщинам, которые годами ждали на пороге дома своих мужей, детей, внуков. Яйца, лежащие перед ней на тарелке, символизируют продолжение жизни, которое не остановит никакое лихолетье… Сегодня картина «Памяць» — одна из ярчайших жемчужин белорусского национального искусства. Говорят, на открытии выставки, где впервые была представлена «Памяць», живописец Лазарь Ран (ученик Юделя Пэна и воспитанник Витебской художественной школы) подошел к Гавриилу Ващенко и тихо спросил: «Все молчат? Неужели не понимают?.. Если бы я написал такой образ еврейской матери, то был бы уже знаменитым на весь мир…»


— Создавая новое произведение, он всегда шел от темы, а не от документальной зарисовки. Говорил: можно сколько угодно ходить на пленэры или писать с натуры, но картина в первую очередь рождается от темы, которую ты хочешь раскрыть. И не зря, видимо, Гавриил Харитонович так любил вспоминать формулу академика Павлова, который утверждал: если в голове есть идея, глаза начинают видеть факты. Мысли, которые Ващенко доносил до зрителя, и сегодня живут и говорят с нами, — уверена Наталья Шарангович.

Третий не лишний

Семейную традицию продолжил младший сын Гавриила Харитоновича Константин. Он очень похож на отца. Портрет маленького Костика глава семейства написал в 1972 году, когда сыну было 11. Эта работа давно находится в коллекции Национального художественного музея, но ради выставки во Дворце искусства ненадолго сменила место прописки. Сегодня Ващенко-младший — и сам известный художник, фотограф, дизайнер. Уже три десятка лет работает в области станковой, книжной и компьютерной графики. 


Одна из его самых известных инициатив — пятилетняя работа над дизайном многотомной факсимильной репродукции «Кнiжная спадчына Францыска Скарыны», отмеченной специальной премией ­­Президента деятелям культуры и искусства, а также многочисленными призами на республиканских и международных фестивалях.
— Сколько помню отца, он всегда рисовал. После работы в театрально-художественном институте сразу шел в мастерскую. Писал он без перерывов и сомнений. Возвращался поздно вечером. И всегда работал один. Меня брал с собой очень редко. Но не для того, чтобы я наблюдал за ним. Давал лист бумаги и карандаш. Работай! Однако никогда не учил рисовать… — вспоминает Константин Ващенко. — Каждый раз, когда я заходил в его мастерскую, удивлялся: сколько в нем трудолюбия, настойчивости, искренней любви к своему делу. Отец был человеком философского образа мышления, и это, наверное, связано с его родным Полесьем. Там живут незаурядные люди. Есть в этой земле что-то неуловимое…


Художественную линию династии продолжила в том числе дочь Константина — Ангелина. Она учится на кафедре графики Белорусской государственной академии искусства, но уже принимает участие в выставках, иллюстрирует книги. Ее работы, по сути, продолжение того фантастического мира детских книг и впечатлений от художественного мира картин Гавриила Ващенко, окружавших ее с рождения. Рассмотреть (и даже сравнить!) работы отдельных членов этой большой художественной семьи можно вплоть до 12 февраля.


leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter