Лицензирование образовательной деятельности будет гарантировать качество услуг

Где знания, там и воспитание

Важные новации подписанного Президентом Закона «О лицензировании» касаются школ и дошкольных учреждений. В чем суть нововведений и почему в них возникла необходимость?


Больше ответственности

Образовательные процессы всегда в поле зрения государства. Но обратить особое внимание на некоторые моменты заставил резонансный инцидент со стрельбой в частной школе «Смарт скул». После этого всплыло немало тревожных фактов и в других подобных учебных заведениях.

Школы, детские сады требуют повышенного контроля со стороны государства, так как речь идет о формировании здоровой, идеологически устойчивой и разносторонне развитой личности. И лицензирование здесь позволит не допустить появления «субъектов хозяйствования, преследующих сугубо коммерческие цели в ущерб государству и личности», отмечается в сообщении пресс-службы Президента.

Выученные уроки

Надо сказать, что вопросы к частным школам и садикам возникли не на пустом месте. Нюансов была масса, просто родители в погоне за якобы крутым образованием либо смотрели на эти вещи сквозь пальцы, либо не придавали им серьезного значения. А зря. Например, стоимость обучения в отдельных учебных заведениях превышала цену за учебу в университете (!), но при этом далеко не все они соответствовали требованиям образовательного стандарта. Порой занятия проводились в квартирах, а в штате работали педагоги без квалификации. Были случаи, когда обучение шло онлайн, при том что такая форма для учреждений общего среднего образования в Беларуси вообще-то не предусмотрена. Немаловажные моменты — организация питания детей и медицинская помощь. И тут тоже были вопросы. Сейчас ситуация исправляется. Как сообщил министр образования Андрей Иванец, на данный момент в Беларуси прекратили работу все частные школы, у которых нет аккредитации или сертификата готовности. Более 90 % их учащихся приняли государственные учреждения образования. Процесс перешел в продуктивное русло.

По существу вопроса

Лицензирование образования направлено прежде всего на защиту государственных и общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан, считает директор департамента контроля качества образования Министерства образования Михаил Мирончик:

— Это значит, что должны функционировать лишь те учреждения, в которых созданы надлежащие условия для осуществления образовательной деятельности при соблюдении ими законодательства. 
По словам специалиста, осуществлять лицензирование услуг по соответствующим видам деятельности (реализация образовательной программы дошкольного, начального, базового образования и ряда других) будут Минский городской исполнительный комитет, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты. 

Николай Шакуро, учитель Кадинской средней школы, Могилевский район:

— Неважно, какая школа, государственная или частная, — главное, дети должны заниматься по одной программе, изучать одни и те же предметы — это необходимо для раскрытия талантов ребенка. Нужно также прививать ребятам любовь к своей земле, к своему краю, а у мальчиков формировать готовность служить в армии и защищать свою Родину. В нашей школе мы воспитываем ребят на примерах подвигов красноармейцев в годы Великой Отечественной войны, изучаем страницы нашей славной истории. Также проводим различные патриотические мероприятия, приглашаем военнослужащих. В частной школе также должно уделяться самое пристальное внимание воспитанию гражданина своей страны.

Виктор Жигалов, руководитель военно-патриотического воспитания гимназии № 1 Жодино:

— Введение лицензирования в школах и детских садах – своевременное решение. Государство создает все условия, чтобы каждый ребенок рос не просто как личность, но и патриотом. А преподаватели-частники не всегда свою задачу видят в том, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Они нередко допускают подмену понятий, искажают историю.

В государственных школах воспитательный процесс идет параллельно с учебным. Сделано уже довольно много: в школах внедряются новые программы с ориентацией на патриотическое воспитание. В нашей гимназии с ребятами начинаем усиленно занимается с 7-го класса — дети приходят на факультатив «Юный пограничник». Там они знакомятся с историей Великой Отечественной войны, им рассказывают о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения. С этого учебного года у нас появился профильный 10-й класс военно-патриотической направленности. А для выпускников-одиннадцатиклассников — факультатив «Школа защитника Отечества», где даются практические навыки прохождения воинской службы.


Дело государственное

Сергей Клишевич, член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке:

— Что касается частного сектора, то, по сути, в квартире можно было оказывать многие услуги образовательного характера без отчетности и контроля, чего не может сделать учитель в государственной школе, кружке. Второй момент — это кадровые вопросы. Зачастую частный сектор — одна из форм подработки для учителей. И мы хотели бы избежать ситуации, когда дополнительные услуги будет предлагать педагог, но уже в индивидуальном плане. К сожалению, в некоторых странах это очень распространено. Нам не следует повторять чужих ошибок. Это путь к расслоению общества и неравному доступу к образованию, то есть нарушению конституционных прав граждан. 

При работе над законом о лицензировании важно было понимать конечную цель. Самые большие вопросы у нас вызывала воспитательная функция отдельных частных учреждений, где коллектив собран по политическим признакам, дистанционно по скайпу работают учителя-эмигранты, занятия проходят в коттедже в частном секторе либо в торговом центре, а дети отбираются из специфической среды по личным связям. В чатах, где происходит их общение, они не скрывают ни своих взглядов, ни отношения к государству. Вот к этим коллективам будут приняты самые жесткие меры, о чем Президент недавно и говорил.

Что касается остальных частных секций и кружков, особенно в крупных городах, то как-то искусственно сдерживать спрос, тем более что-то запрещать — не наш метод. Государственные кружки должны конкурировать там, где предоставление частных услуг затруднено — это малые города и сельские школы. 

bebenina@sb.by 

hilkok@sb.by

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter