Город или деревня: проблема выбора

Где жить хорошо

В стране сбежались праздники крупных городов. В прошлые выходные Брест пышным цветом отмечал 1000-летие, сегодня и завтра гуляет Минск во всю ширь своих знаменитых проспектов. За происходящим с восторгом наблюдает одна из участниц нашей рубрики, ей определенно нравится новый «язык» городского пространства. Насыщенную активную жизнь в современном мире можно проектировать только в мегаполисе, считает она. Такой взгляд ее оппонентка не разделяет: по ее наблюдениям, в последнее время все больше молодых семей устремляются из города прочь на вольные деревенские просторы. И жизнь в окрестностях городов стала главным трендом нового десятилетия. Интересно, как рассудит ситуацию наш неподкупный рефери. 

Огни большого города

Не знаю, Людмила, как бы я ответила на ваш призыв бросить все и рвануть в глушь лет 30 назад, когда из больших праздников в городе вспоминается разве что первомайская демонстрация и раз в год вылазка на концерт в ДК. Возможно, тогда не имело особого значения, где жить. Но сегодня моя скорость полностью совпадает с Минском, который никогда не спит: в центре города постоянное движение, на живописных исторических улицах выросли музыкальные, выставочные и ресторанные кластеры мечты. Возвращалась во вторник по Октябрьской со спектакля — невероятно, сколько новых точек притяжения здесь появилось, на каждом шагу ресторации и кофейни, впереди маячил стадион «Динамо», весь в иллюминации, там соревнуются звезды легкой атлетики. В ближайшем переулке студенты академии музыки исполняли произведения Глебова и как божественно играли — остановилась, заслушалась. Домой вернулась далеко за полночь с одной только мыслью: как хорошо, что живу в городе. 

Свежего воздуха мне вполне хватает и в Минске — у нас широкие проспекты и продуманные ландшафты. Современный спальный район опять же совсем не соответствует своему сонному названию. Каменная Горка — давно город в городе. Наверное, буду права, если скажу, что торговых точек и развлечений здесь намного больше, чем в центре: от ресторанов национальных кухонь до парка виртуальной реальности, на одном пятачке можно найти себе досуг на любой вкус и возраст. Когда возвращаюсь на автобусе из Вильнюса, с удовольствием отмечаю, как, въезжая в Минск, иностранные туристы с восхищением осматривают наш «маленький Нью-Йорк» — каменногорские небоскребы. Туристы прямо из окон вываливаются: после «спальной» столицы Литвы огни Минска, кажется, действительно ярче светят. 

«Иногда заходишь туда, где никогда не был, но чувствуешь, что ты находишься именно там, где должен быть»

(Тед Мосби).


Современный город становится зеленым и комфортным не только в прямом значении этих слов, мы боремся с автомобилями в центре, развиваем кикшеринг — сервис, позволяющий без труда арендовать любое транспортное средство и доехать до нужного места. Предпочитаем экоодежду, еду и даже чистящие средства выбираем «без химии». Отказываемся от пластиковых пакетов, придумываем все новые и новые марафоны в пользу здоровья. Это я все к тому, что повысить качество своей жизни можно и в мегаполисе, не прибегая к крайним решениям вроде дауншифтинга или «внутренней Монголии». 

Для меня отказаться от города как раз и означает перекрыть себе кислород. Грядущие театральные, музыкальные и кинофестивали держат приятный тонус сращения национальной и глобальной культур: в Минске на форумах все чаще бывают мировые звезды сцены. В хакатонах лучшие разработчики решают текущие задачи, а на инновационных площадках бизнес-гуру читают модные лекции. Человеческий капитал имеет огромное значение, в городе, как мне кажется, намного больше шансов встретиться с интересными людьми и найти перспективную работу. На хуторе круг общения все-таки ограничен соседями слева и справа, если таковые вообще имеются. А человеку, как мы помним, человек нужен. 

Что еще меня удерживает от покупки загородного дома, так это вопрос его содержания, конечно. Особняк влечет за собой значительные расходы: одни только шторы развесить на двух этажах — какие-то несусветные траты. По нынешним временам содержать многофункциональную маленькую студию в городе намного выгоднее, чем прожорливый дом, который требует к себе ежегодного внимания — то траву покосить, то снег расчистить. На что будет уходить моя жизнь? Нет уж, лучше разгребать культурологические сугробы. 

Конечно, раз в два месяца я люблю выехать на дачу, покормить там комаров и убежать от шершня, но рутинно сосуществовать с грызунами и насекомыми под одной крышей пока не готова. Каждый раз, возвращаясь в город, честное слово, целую асфальт и припадаю грудью к проспекту. Город — место моей душевной гармонии. 

viki@sb.by

Виктория ПОПОВА

Свой домик в деревне

Честно скажу, коллега, я к этой мысли еще привыкаю. Хотя, казалось бы, давно пора, при наличии дачи в садовом товариществе и дома в Воложинском районе. Ох как я их ненавидела поначалу! Это же были аккумуляторы старья: кинескопных телевизоров, прошлогодних журналов, чашек со сколами… Выйдешь за порог — тоже «машина времени»: ходят соседи с какими-то тяпками, ведрами, эмалированными тазами, в одежке образца глубоких 1990-х. А сейчас у каждого — триммер, беседка, барбекю и ухоженный цветник. Совершенно другой пейзаж! Он мне начинает нравиться. Особенно когда на заднем плане дети играют в настольный теннис, а на переднем — муж готовит плов на открытом огне под дубами. В чью городскую квартиру все это, интересно, втиснется?

Я здесь пока так, неофит. Но кольцо страстных дачников вокруг меня сжимается. Все или строят дома, или постоянно в них что-то реконструируют. Все вдруг стали знатоками в выращивании базилика и тархуна, любителями деревенской баньки и бочковых огурцов. Чуть ли не любого человека пригласи в незнакомую компанию — обязательно сойдутся, горячо обсуждая цемент, водную скважину или какой-нибудь голландский газон. Вот и подружка недавно пожаловалась: я, мол, на даче всегда одна, потому что у всех моих друзей тоже есть дачи! Какой кикшеринг, Вика? Какой театр или хакатон? Люди после 40 (а то и раньше) уделяют этому время по остаточному принципу. Потому как «ой, а у меня розы!» или «надо обновить парник». Да и гостей удобнее и дешевле собрать у себя на полянке, чем дома: меньше церемоний, проще еда, хотя одновременно и здоровее. Замечаю, что молодежь тоже ценит отдых поближе к земле. Не то чтобы на грядках копаться — тяга к этому приходит позже, — но рыбалка, сплавы, грибы, походы однозначно в списке приоритетов у поколения ЗОЖ.

«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром»

(А.Герцен). 

Рассуждаете вы, Виктория, как типичная принцесса на горошине, несколько отставшая от жизни. Скажем, с насекомыми сегодня прекрасно справляются многочисленные специальные средства и отпугиватели. А деревенский дом и не должен быть особняком, высасывающим все соки. Знаю многодетную семью, которая, просчитав, что по ипотеке на московскую квартиру будет ишачить 40 лет, плюнула, уехала за 700 км и теперь блаженствует в модернизированной избе, тратя на жизнь в разы меньше. Свое хозяйство, работа на удаленке, правильная еда, и никаких вам пустых разговоров и часов, потерянных в пробках. Говорят, время в деревне идет медленнее, больше успеваешь, в душе философская гармония — один день кормит другой. И надеются, что станут прообразом «семьи будущего» — той, в которой дети приезжают на каникулы к бабушкам и дедушкам в город. А что? Вполне себе идиллия, если бы не…

Вот тут вы правы: работа. Для многих, кто не хочет полностью погружаться в дауншифтинг, это и есть камень преткновения. Веский аргумент, почему их упоительная дачная жизнь не переходит в размеренную сельскую. «Разурбанизировавшиеся» горожане, наверное, в совхоз не пойдут, трактор не освоят, не будут перебиваться сезонным сбором ягод. Им нужна своя оригинальная ниша хозяйственной деятельности. Рабочие места с приличным доходом. Придется их либо создавать, либо несильно отрываться от города, жить в удобном для переездов радиусе. Иные так и делают (поэтому в междугородние поезда и маршрутки ранним утром и поздним вечером можно не вбиться). Спросишь: «А вы не устаете мотаться туда-сюда?» — тебе тут же опять начинают про дом и про воздух, которым не надышишься. Впрочем, все течет, все меняется. На днях я собственными глазами видела растяжку-объявление на одном из логистических центров в 50 км от Минска: там набирают комплектовщиков на зарплату… 2.000 рублей. Может, это работа мечты?

gabasova@sb.by

Людмила ГАБАСОВА

Брейк!

Безоговорочно отдаю победу Людмиле. Она права: в городе все меньше хочется жить. Правда, для меня тут дело не в чистоте воздуха. Тот Минск, который я знал, к которому привык с детства, постепенно перестает быть моим городом. Его оккупировало новое поколение, внося свои понятия о жизненном пространстве и даже собственную речь. Все эти хакатоны, кикшеринги и джентрификация с браунфилдами — это не наш язык. Дети пусть тешатся, козыряя друг перед другом урбанистическими теориями, а мне среди них уже тесно. Бороться с этим явлением бессмысленно (прогресс не остановишь), а сосуществовать с ним в атмосфере песочницы душновато. Поэтому я выбираю жизнь за городом, благо интернет и автомобилизация позволяют не ощущать себя там, как в медвежьем углу. 

И ведь не я один. В России, например, появился уже целый пласт населения, который в городах называют «поуехавшими» — в противоположность уничижительному «понаехавшие». Это люди, которые умеют считать деньги и трезво оценивают свои силы. Пусть в городах трудится (и обустраивает их под себя) молодежь, а те кто постарше, уже заслужили свой казан плова на открытом огне под дубами.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter