Где зарплата зарыта?

Президент уделяет первостепенное внимание своевременной выплате в стране заработной платы - это известно, очевидно, всем.
Президент уделяет первостепенное внимание своевременной выплате в стране заработной платы - это известно, очевидно, всем. Проблема, безусловно, будет обсуждаться в числе главных и на предстоящем совещании Президента с главами местной власти. О том, какова сегодня ситуация с выплатой зарплаты в сельской глубинке, - в материале корреспондента "СБ".

Долги по зарплате к началу марта снова увеличились. Начисленных, но не выплаченных заработков за минувший месяц стало на треть с лишним больше. В абсолютных цифрах это свыше 11 миллиардов рублей, или 4,4 процента к фонду оплаты труда. Как всегда, отчетность изрядно "подпортили" колхозы и совхозы. На их долю приходится три четверти общей задолженности.

Как обстоят дела с оплатой труда на Гомельщине, мне стало известно еще в пригородном автобусе. Молодуха жаловалась пожилой соседке, что муж-механизатор в колхозе получает 12 тысяч рублей и денег не хватает даже на стиральный порошок, чтобы отмыть его робу. Старушка успокаивала, приговаривая, что после войны вообще в колхозе ничего не платили: выделят несколько мешков зерна - и ладно. А сейчас хорошо - пенсия 38 тысяч и дают ее день в день... Грустно: сколько лет прошло, а как мало изменилось.

Средняя зарплата в сельхозпроизводстве Чечерского района - 30 тысяч рублей, но к середине марта 9 хозяйств из 13 не выплатили все причитающееся даже за январь. В общей сложности это 46 процентов фонда оплаты труда. Большинству хозяйств по прошествии урожайного 2000 года уже почти нечего продать. На зерно нет покупателей из-за высокой цены. Коровы доятся, как козы, - меньше 3 литров в день. Привесы у телят и поросят по 200, максимум 300 граммов в день (в 2 - 3 раза меньше нормы), и товарная продукция будет лишь к маю - июню. Кредиторская задолженность села в 10 раз превышает дебиторскую. Напомню, речь о Гомельщине с ее благодатными землями, способными давать по 30 - 35 центнеров зерна с гектара, но колхозы и совхозы в прошлом году собрали всего по 13. По весне им не только зарплату нечем платить, но, по словам начальника управления сельского хозяйства райисполкома Георгия Жижкевича, "не на что сеять".

Административно-управленческие рычаги поиска денег для хозяйств уже подключены. По просьбе облисполкомов мясокомбинаты и молокозаводы, куда сдают продукцию колхозники, платят наперед. Бюджетные беспроцентные ссуды под будущий урожай выделяет государство, а на зарплату середнячки будут брать деньги у банков в долг. Но все это не более чем повторение пройденного. Лучше бы, как в известной притче, не рыбу, а удочку подарить.

Как выяснилось из беседы с председателем Чечерского райисполкома Василием Максименко, "удочку" как раз никто и не хочет брать. Трижды собирал он работников совхоза "Сож", заложившего кредиторам свою продукцию за несколько лет вперед, предлагая им хозяйство в аренду. С третьего раза 300 гектаров пашни, 130 сенокосов и одну ферму на 150 голов скота согласился взять лишь директор, с условием если сколотит команду. Почему же крестьяне так категорически не хотят брать землю? А хоть и плачутся, но довольствуются низкой и не вовремя выплаченной зарплатой.

Чернобыль посыпал чечерскую землю радиоактивным пеплом, и перспективная молодежь покинула родину. Кто остался? По словам председателя райпо Анны Кунгер, еженедельно ее магазины продают до 1.000 ящиков спиртного. Каждый четвертый рубль товарооборота потребкооперации обеспечила продажа водки, вина и пива. Какие уж после этого сельчане работники. Но даже не это первопричина. По словам начальника управления сельского хозяйства, убеждать колхозников приходится на пальцах. На самом высоком уровне дано "добро" самостоятельно выбирать путь реформирования конкретных убыточных хозяйств, вплоть до передачи их в частную собственность. Однако соответствующих нормативных актов, правовых механизмов пока нет. Или еще: по программе реформирования низкоурожайные земли запланировано вывести из оборота уже в нынешнем году. Но на местах документов на сей счет нет, зато есть план посевных площадей, за который нешуточный спрос...

Между тем рост долгов по заработной плате становится тенденцией. У села хронически не хватает реальных источников доходов. По крайней мере, такая ситуация продлится до нового урожая.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter