Где вы, социально ответственные богачи?

Сегодня вряд ли кто-то снимает с себя последнюю рубашку ради ближнего
Не сожми руки твоей перед нищим братом твоим. В этой метафоричной библейской цитате закодирован жизненный опыт, та нравственная константа, что помогает обществу выстоять в сложное время. Сегодня не война, не голод, и вряд ли кто-то снимает с себя последнюю рубашку ради ближнего. Все больше людей обеспеченных, процветающих, сумевших наладить успешный бизнес. Честь им и хвала за предприимчивость, целеустремленность, работоспособность. Но, создавшие свои империи, они иногда забывают вековую мудрость. 

Ситуация до боли знакомая разным общественным организациям, которые ходят с протянутой рукой накануне проведения того или иного мероприятия. А у богатых и знаменитых порой, как говорят, и снега зимой не выпросишь. Среди спонсоров Детского фонда, к примеру, больше иностранных компаний, имеющих у нас в стране свои представительства, фирм с зарубежным капиталом. Объяснение тому простое: там сохраняется единый алгоритм сотрудничества с социумом.

Часто в роли просящего выступают представители местной власти, ищущие в силу ограниченного бюджета средства на разные социальные нужды. Само собой, обращаются в успешные организации и получают от ворот поворот. В одном из райисполкомов рассказывали, как руководитель крупного прибыльного сельхозпредприятия даже бравирует своей принципиальной прижимистостью: мол, не обязан содержать всяких дармоедов. 

Почему наши топ-менеджеры и собственники не понимают сути корпоративной социальной ответственности? В развитых зарубежных странах бизнес вовсю стремится показать свою заботу об интересах простых людей, инвестирует в проекты социальной сферы, не наступая на больные мозоли общественного мнения, потому что такое поведение повышает имидж фирмы, ее капитализацию. Это высоко ценится. Это мяч в ворота конкурентов, упустивших шанс показать ответственность перед обществом. Даже потребители выбирают товары тех производителей, чей бренд часто связан с разными общественно важными начинаниями. У нас отношение к социальным инвестициям, мягко говоря, равнодушное.

Несколько лет назад группа компаний SАТIО провела в стране исследование об отношении к корпоративной социальной ответственности со стороны населения, бизнеса и власти. Оказалось, ее четко не представляют не только простые обыватели, но и бизнесмены. Деловые люди под этим понятием имеют в виду прежде всего благотворительность (но не фактор конкуренции). Подавляющее большинство — 48 процентов — представителей производственных компаний, организаций сельского хозяйства, сферы услуг и торговли затрудняются ответить на вопрос, есть ли в Беларуси корпоративно социально ответственные бизнесы. 8 процентов уверены, что нет, 36,2 процента — думают, что их единицы, и только остальные считают, что таких бизнесов большинство. Треть населения нелояльно относится к социально ответственным компаниям, воспринимая их проекты как саморекламу. Увы, мы сами иногда не поддерживаем руку дающего, хотя взять никогда не откажемся.

Много примеров, когда сотворенное добро возвращается сторицей. Один из ярчайших — СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района. Больше 60 процентов жителей деревень остаются работать в хозяйстве. И то, что молодежи там больше 30 процентов — достижение не менее серьезное, чем производственные показатели. Благодаря тому, что в колхозе выстроена прочная система социальной поддержки работников. Много средств хозяйство направляет на инфраструктуру. При том денег хватает и на развитие производства, не допускается иждивенчество. Так стоит, думается, и на уровне власти поддерживать такой опыт.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter