Где вы, Саввы

О благотворительности

Новость из интернета: «Основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс перевел 5 млн. долларов США на приведение в должный вид города Джуба, который должен стать столицей недавно образованного государства Южный Судан...»


Удивительный все–таки парень этот гениальный американец, внешне похожий на школьного учителя из белорусской глубинки. Не только потому, что, начав с нуля, создал неокомпанию планетарного масштаба и стал богатейшим человеком мира. А еще и потому, что это богатство не превратилось для него в самоцель и сам он не трансформировался в этакого Кощея, чахнущего над своим зеленоцветным златом. Не знаю, почему Билл решил помочь именно нилотско–нубийской Джубе, прикорнувшей на плече величественного Нила. Наверное, имел резон. Но точно знаю, что, например, один миллиард собственных долларов Гейтс в свое время пожертвовал на создание фонда, из которого его знаменитая компания выплачивает стипендии талантливым, но неимущим студентам. А всего на разного рода благотворительные акции этот улыбчивый господин в больших круглых очках израсходовал более 30 миллиардов своих личных долларов. В то время когда его состояние оценивается сейчас примерно в 55 миллиардов. То есть на благие бескорыстные дела Гейтс потратил более половины того, что имеет.


В конце XIX — начале XX века в Российской империи меценатство считалось едва ли не прямой обязанностью богатых людей. Скряги–миллионщики были осуждаемы и презираемы общественным мнением. И наоборот. До сих пор у всех на слуху имена крупнейших капиталистов своего времени Саввы Морозова и Павла Третьякова, которые вошли в историю именно потому, что щедро делились нажитым. Но были еще и Солдатенковы, Мамонтовы, Щукины. Были мануфактурщики братья Александр, Алексей и Василий Бахрушины, которые на свои кровные построили больницу на 200 мест, дом бесплатных квартир для «вдов и учащихся», приют для детей–сирот, основали и передали Академии наук первый в России театральный музей. И т.д. и т.п...


Век прошел с тех пор. Там, где когда–то приумножали свое благосостояние Морозов и Третьяков, появились люди, богатство которых даже неприлично сравнивать с капиталами их знаменитых предшественников по крупному предпринимательству, именуемому нынче «бизнес» (это то же самое, что поставить рядом бегемота и муравья). «Владельцы заводов, газет и пароходов». И прочего, и прочего. Душа радуется, когда находишь родные глазу фамилии в списке самых богатых землян, которые регулярно публикует журнал «Форбс». Мо–лод–цы! Только вот весьма сложно обнаружить их среди самых щедрых меценатов. Нет, они, конечно, жертвуют. Много на что. Даже благотворительные фонды создают. Нередко — имени себя любимых. Только вот когда сопоставляешь сумму, которую перевел такой буратинушка в какой–нибудь фонд для крайне нуждающихся со стоимостью личной яхты благотворителя, на которой он проводит уик–энд, прилетев на личном же самолете из заснеженной родины на какой–нибудь тропический атолл, становится как–то тоскливо и неуютно.


И хочется скорбно вопросить: «Где ж вы, Саввы?»


Увы, очень богатые, богатые и просто зажиточные граждане бывшего СССР в обидно подавляющем большинстве крайне скудно делятся с жаждущими и страждущими. А если и делятся, то при этом, как правило, устраивают грандиозно–помпезные саморекламные шоу, напоминающие нечто среднее между бразильскими карнавалами и экстатическими молениями неистовых поклонников приснопамятного Саи Бабы. Хотя известно, что творить благо принято скромно и негромко.


Неужели подброшенный извне и активно пропагандировавшийся в начале 90–х годов прошлого века культ денежного мешка, монетарного индивидуализма и обыкновенных бессердечности и безразличия победил формировавшиеся веками традиции благотворительности? Извел под корень дух Морозовых и Третьяковых?


Или уже не надо помогать инвалидам, сиротам, больным, неимущим? Не надо строить лечебницы, «дома бесплатных квартир», детские приюты, спонсировать, как это делали богатые люди в старину, науку, культуру, образование?


Может, кто–то думает, что я призываю «взять и поделить»? Упаси Боже! Просто очень хочется прочитать на популярном сайте сообщение о каком–нибудь благотворительном жесте ценой пусть не в 5 млн. долларов, а гораздо более скромном, но сделанным НАШИМ богатым человеком. Соответственно его капиталу. От всей души. Без помпы и саморекламы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter