«Где ваш схрон, Марфа Сергеевна?..»

Белорусских пенсионеров обворовывают «социальные работники»

Белорусских пенсионеров обворовывают «социальные работники» 

Белорусская милиция бьет тревогу: этой весной заметно участились кражи из квартир пожилых людей. Особенно ветеранов, пенсионеров и инвалидов. В одном только Минске с начала года зарегистрировано 34 подобных преступления. По республике цифра уверенно перевалила за сотню. Схемы стары как мир, но «клюют» на них наши доверчивые бабушки и дедушки с неизменным постоянством. Увы, «соцработники» по-прежнему самые желанные гости в домах тех, кому за 70.    

— Проникновения в квартиры под видом представителей социальных служб стали особенно популярны среди злоумышленников 3—4 года назад. За это время в кого они только ни рядились: офицеры военкомата, врачи, работники ЖЭСа, специалисты соцзащиты. В ход для пущей убедительности идут кители, халаты, парики, очки, галстуки… Все для того, чтобы придать себе солидности и под благовидным предлогом войти в дом, — рассказывает «Р» Анатолий Сакович, заместитель начальника 2-го управления Главного управления уголовного розыска МВД Беларуси. — Из последних случаев и наиболее популярных «легенд» — бесплатная замена газовой плиты, выдача компенсаций узникам, ветеранам и вкладчикам Сбербанка СССР, ремонт, а также замена старых денег на новые. В Вороновском районе у нескольких бабушек мошенники таким образом выманили всю имевшуюся наличность: взамен женщинам выдавали чеки Госбанка СССР и Сбербанка БССР с точным указанием суммы и росписью. Чеки-то настоящие, но уже сколько лет недействительные!   

Злоумышленники (в 8 из 10 случаев это цыгане) работают группами по 3—4 человека. Машина либо своя, либо арендованное на длительный срок такси: сегодня один район, завтра — другой, послезавтра — третий. На окраине деревни спросили, кто здесь живет из одиноких или престарелых, уточнили имена, фамилии и адрес. А больше ничего и не надо… Когда Марфе Сергеевне говорят с порога: «Здравствуйте, Марфа Сергеевна! Как живете-можете?» — речи о проверке удостоверения уже не идет. Сразу же видно — «соцработники». 

— Дальше две мошенницы отвлекают пожилого человека, а третья за это время шерстит квартиру. Все бабушкины схроны, к сожалению, слишком хорошо известны ворам: в шкафу под бельем, под матрацем, в серванте… Три минуты — и денег, которые откладывались годами, нет. Приезжаешь потом — и хоть ты плачь: фоторобот составить не могут, описать не могут, примет не помнят. Что и говорить, старики — идеальная мишень для мошенников, — констатирует Анатолий Сакович. — Поэтому мы пытаемся донести им через участковых на местах: кто бы ни стучался в дверь, не открывайте. Наберите 102, вызовите наряд — «соцработников» быстро выведут на чистую воду. Если же человек и вправду пришел из ЖЭСа по делу, ему бояться нечего.  

Впрочем, не все тут так просто. Даже при задержании с поличным к суду не получается привлечь всю группу. У цыган есть четкая схема: попались все — вину на себя берет один. Остальные уходят, чтобы продолжить свой промысел в другом районе или области. 

— В последнее время преступники этого профиля все чаще приезжают к нам из Украины и России. Прошли «чесом» по нескольким регионам — и назад. Недавно осуждена на 9 лет гражданка Украины Ева Маковецкая, за которой числятся 29 краж в 28 районах Брестской, Гродненской и Минской областей. Кроме того, сейчас объявлены в международный розыск 5 украинок и 2 россиянки — все цыганской национальности, — уточняет Анатолий Сакович. — Мы уже приступили к составлению детальной картотеки на представителей данной диаспоры в республике. Особенно тех, кто «за­светился» в уголовных делах или проходил по ним как соучастник. Милицейские наряды на местах ориентированы на максимально оперативный выезд к месту подобных вызовов. Считаю, лучше лишний раз ошибиться, чем составлять потом заявления о пропаже имущества. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter