Мощности сельскохозяйственных лицеев Брестчины загружены на 52 процента. Результаты проверки областного управления Комитета госконтроля тревожны. По плану Министерства образования все лицеи (их девять) рассчитаны почти на 6,5 тысячи человек, а учащихся вдвое меньше. Да и сельхозорганизации области готовы трудоустроить 2,4 — 2,6 тысячи выпускников рабочих профессий. Дисбаланс налицо…
Как одно из возможных решений — оптимизировать профессионально-технические учреждения образования. Нет к их выпускникам интереса у работодателей? В таком случае нелогично тратить бюджетные деньги на содержание незаполненных лицеев (оплату коммунальных услуг, зарплату преподавателям, техническую оснастку).
У предприимчивого работодателя своя правда, ведь вакансию он держит как раз для рабочего квалифицированного, с определенными компетенциями. Доверить напичканный электроникой комбайн или любой другой сельскохозяйственный агрегат экс-лицеисту, только-только получившему аттестат, боязно. Но если учащиеся оттачивают навыки на 20-летней технике (как, скажем, в Новомышском, Пинском или Малоритском лицеях), о чем может идти речь? Такой рабочий на современном рынке труда неконкурентоспособен, а его документ о профтехобразовании не в цене.
С другой стороны, на рабочих с профессионально-техническим образованием голод все же есть. Если на той же Брестчине спрос на молодые кадры для сельского хозяйства ниже предложения, то в каком-то другом регионе, не исключено, будет иначе.
Категорично ставить вопрос о реорганизации лицеев в конкретном регионе, думаю, не стоит. Выпускников системы ПТО можно грамотно перераспределить между иными районами. Интересен, к примеру, опыт Калинковичского государственного профессионального аграрно-технического лицея. Там готовят трактористов-машинистов, слесарей по ремонту сельхозмашин, машинистов бульдозера и экскаватора, электрогазосварщиков. На распределении географический принцип не в счет. Есть заявка работодателя — получи первое рабочее место. Вот и едут некоторые молодые рабочие обустраиваться в Минскую или Могилевскую области. Еще привлекательнее условия для выпускников Смиловичского государственного аграрного колледжа — зоотехников и ветеринаров. При распределении на одного выпускника претендует чуть ли не десяток нанимателей. Причем не только из Минской области, но и Витебской, Гродненской.
Проблема с кадрами в системе АПК остра даже для технологичного Запада. Например, для развитой Германии, где рабочих заманивают специальными соцпакетами, бонусами в налогообложении и кредитовании. У нас все-таки своя специфика. Вероятно, пришло время задуматься об образовательных кластерах, которые бы объединяли лицеи с интересами работодателей. Учащиеся могли бы оттачивать навыки на лучших образцах современной техники. А учреждения образования направляли бы на работу именно туда, где есть потребность в кадрах.
uskova@sb.by