В Беларуси назрела проблема с кадрами в системе АПК

Где в ПТУ учился, там не пригодился

Мощности сельскохозяйственных лицеев Брестчины загружены на 52 процента. Результаты проверки областного управления Комитета госконтроля тревожны. По плану Министерства образования все лицеи (их девять) рассчитаны почти на 6,5 тысячи человек, а учащихся вдвое меньше. Да и сельхозорганизации области готовы трудоустроить 2,4 — 2,6 тысячи выпускников рабочих профессий. Дисбаланс налицо…

Как одно из возможных решений — оптимизировать профессионально-технические учреждения образования. Нет к их выпускникам интереса у работодателей? В таком случае нелогично тратить бюджетные деньги на содержание незаполненных лицеев (оплату коммунальных услуг, зарплату преподавателям, техническую оснастку).

У предприимчивого работодателя своя правда, ведь вакансию он держит как раз для рабочего квалифицированного, с определенными компетенциями. Доверить напичканный электроникой комбайн или любой другой сельскохозяйственный агрегат экс-лицеисту, только-только получившему аттестат, боязно. Но если учащиеся оттачивают навыки на 20-летней технике (как, скажем, в Новомышском, Пинском или Малоритском лицеях), о чем может идти речь? Такой рабочий на современном рынке труда неконкурентоспособен, а его документ о профтехобразовании не в цене.

С другой стороны, на рабочих с профессионально-техническим образованием голод все же есть. Если на той же Брестчине спрос на молодые кадры для сельского хозяйства ниже предложения, то в каком-то другом регионе, не исключено, будет иначе.

Категорично ставить вопрос о реорганизации лицеев в конкретном регионе, думаю, не стоит. Выпускников системы ПТО можно грамотно перераспределить между иными районами. Интересен, к примеру, опыт Калинковичского государственного профессионального аграрно-технического лицея. Там готовят трактористов-машинистов, слесарей по ремонту сельхозмашин, машинистов бульдозера и экскаватора, электрогазосварщиков. На распределении географический принцип не в счет. Есть заявка работодателя — получи первое рабочее место. Вот и едут некоторые молодые рабочие обустраиваться в Минскую или Могилевскую области. Еще привлекательнее условия для выпускников Смиловичского государственного аграрного колледжа — зоотехников и ветеринаров. При распределении на одного выпускника претендует чуть ли не десяток нанимателей. Причем не только из Минской области, но и Витебской, Гродненской.

Проблема с кадрами в системе АПК остра даже для технологичного Запада. Например, для развитой Германии, где рабочих заманивают специальными соцпакетами, бонусами в налогообложении и кредитовании. У нас все-таки своя специфика. Вероятно, пришло время задуматься об образовательных кластерах, которые бы объединяли лицеи с интересами работодателей. Учащиеся могли бы оттачивать навыки на лучших образцах современной техники. А учреждения образования направляли бы на работу именно туда, где есть потребность в кадрах.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter