Где и как развлечь себя туристам в Беларуси?

Где туристу поразвлечься?

Где и как развлечь себя гостям Беларуси?
Особенно-то и негде. Поток иностранных путешественников едва превысил 130 тысяч человек, а главные достопримечательности уже трещат по швам от «переработок». Мирский и Несвижский замки с трудом справляются с существующим трафиком, комплекс в Дудутках превысил свою пропускную способность. На экскурсии в белорусские исторические жемчужины с ходу не попасть: только по записи. Правда, гостиниц нынче в избытке: свеженькие, комфортные, но слишком дорогие по сравнению с другими странами. После хоккейного первенства возник своеобразный перекос в отечественной туристической отрасли: денег в места проживания-питания вложили много, а оригинальных развлечений — дефицит. А в чужую страну люди едут не за красивым отелем, а за свежими впечатлениями. 




А их-то и не хватает. И поток отдыхающих в страну увеличить сложно. Как считает один из патриархов белорусского въездного туризма директор компании «Виаполь» Галина Патаева, иностранцам для изучения Минска достаточно 2—3 дней. Туристический потенциал скрывается не в центре, а в малых городах. Благо страна небольшая и добраться до многих райцентров можно за 2—3 часа. Вот только незадача: инфраструктура за пределами столичной кольцевой к гостям еще не очень дружелюбна. Даже простых туалетов не хватает. Красоты природы имеются в изобилии, а беседки, смотровые площадки, дорожки попадаются лишь эпизодически. Мелочи, но именно они превращают «походника» в туриста, который выезжает в лес или на болото не ради испытаний, а исключительно для эстетического удовольствия. 

Словом, завлечь иностранцев желание есть. О паломничестве иноземных туристов мечтают владельцы гостиниц, ресторанов, развлекательных клубов. От местных жителей больших доходов ждать не приходится. Выгоден путешествующий иностранец и государству: валюту привезет, непредвзятым арбитром в информационном споре с Западом выступит. Классические европейские СМИ редко пишут о нас хотя бы беспристрастно. И туризм — один из эффективных инструментов улучшения имиджа страны. А ведь информации о нашем государстве за рубежом не хватает, призналась директор национального агентства по инвестициям Наталья Никандрова. Уверена: стереотипы необходимо разрушать, они влияют на инвестиционную привлекательность. Но вложения в туристическую сферу ее не сильно интересуют. Она считает: даже потенциально отрасль не настолько велика, чтобы сделать  общую макроэкономическую погоду. 

Весьма интересная позиция, учитывая, что именно туризм тянет за собой развитие сферы услуг. Именно той самой, которая занимает в развитых странах 70%, губкой впитывает неквалифицированную рабочую силу, дает хлеб многочисленным небольшим компаниям. К сожалению, общая позиция по стране пока не выработалась. Растить и лелеять туризм надо, но кто будет вкладывать в его становление и взросление? И прежде всего в реставрацию архитектурных памятников, обновление старых и создание новых музеев, оформление мест туристического паломничества. Чаще всего инвестиции в такие затеи тешат самолюбие бизнеса, но коммерчески неокупаемы. Причем ни в одной стране мира. Остается надеяться на вложения бюджета и кошельки меценатов. Но возможности первого небезграничны, а жертвователей на столь глобальные проекты не хватает. Культура и ее поддержка — великая миссия, но как-то обидно настоящему бизнесмену вкладываться в дорогую реставрацию какого-нибудь замка или городища. Исторические красавцы будут притягивать иностранцев, на которых заработают отельеры, рестораторы, туроператоры. Которые, кстати, особенно и не спешат раскошеливаться на создание туристической Мекки. 

Увы, активизировать прямо заинтересованные отрасли пока не получилось. Разговоров много, до дела практически не доходит. В том же Амстердаме, зарабатывающем на приезжих миллиарды долларов в год, зависящие от туризма отрасли «скидываются» на общие и национальные проекты. Диалог между собой ведут через профессиональные ассоциации. Государство, скорее, выступает наблюдателем, чем активным участником раскрутки страновых туристических брендов. Один из вдохновителей ежегодного форума «Имидж Беларуси» Анатолий Акантинов лишь разводит руками: объединить потенциальных бенефициаров  очень непросто. Прямо какой-то психологический тупик. Спущенные сверху инициативы бизнес обычно оценивает настороженно, участвует не всегда охотно. А сгенерировать внятную и цельную концепцию снизу никак не получается. Даже массового интереса не наблюдается. Как выйти из замкнутого круга, ломают голову многие неравнодушные эксперты. Возможно, хоть в этом году на форуме долгожданный ответ найдется.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter