Где товар, там и налог.

Лучший признак благополучия — стабильность. Только не следует путать ее со статикой. Увы, подчас мы воспринимаем изменения в штыки, иногда до конца даже не разобравшись, что к чему. Так было, скажем, с изменением порядка уплаты НДС при торговле с Россией.

Лучший признак благополучия — стабильность. Только не следует путать ее со статикой. Увы, подчас мы воспринимаем изменения в штыки, иногда до конца даже не разобравшись, что к чему. Так было, скажем, с изменением порядка уплаты НДС при торговле с Россией.

С января прошлого года налог на добавленную стоимость стал взиматься по стране назначения. На ряде предприятий новшество возбудило море эмоций. Но страсти быстро улеглись. Ведь прежде, чем соглашение по данному вопросу между Беларусью и Россией вступило в силу, наше Министерство по налогам и сборам тщательно просчитало, проанализировало механизм нововведения, сделало его максимально эффективным как для бюджета, так и для конкретных предприятий: и государственных, и частных. Президент высоко оценил работу министерства по организации перехода взимания НДС по стране назначения. И итоги минувшего года подтверждают: новая система себя оправдала.

Прежде всего, новый порядок взимания НДС сделал внешнюю торговлю между Беларусью и Россией более прозрачной, исключил «серые» схемы как поставок товаров, так и незаконного возмещения НДС. К тому же налоговые поступления от импорта товаров из РФ превышают суммы возмещения этого налога по экспорту. И взимание его по стране назначения увеличивает поступления в белорусский бюджет.

Практика показала: система выбрана верно. Хотя на первом этапе возникли некоторые сложности, связанные с адаптацией к новым правилам администрирования косвенных налогов. Действительно, в начале года пришлось вносить ряд изменений, корректировать нюансы. Но все возникшие проблемы решили оперативно. Во-первых, благодаря действующей в государстве системе формирования законодательства посредством декретов и указов Президента. Во-вторых, глава государства лично уделял внимание этому вопросу. Поэтому в течение 2—3 первых месяцев устранили все нестыковки в новом порядке налогообложения, не затрагивая при этом обязательств, установленных в соглашении.

Как известно, между Беларусью и Россией нет таможенной границы. Поэтому нагрузка по взиманию НДС полностью перекладывается с таможенников на налоговые службы. С учетом этой специфики потребовалось создать уникальную для СНГ систему обмена информацией по защищенным каналам электронной связи между белорусским Министерством по налогам и сборам и российской Федеральной налоговой службой. За прошлый год они обменялись более чем 250 тысячами заявлений.

Но самое главное, ни импортеры, ни экспортеры от нововведений не пострадали, а по многим позициям только выиграли. Действительно, вначале возникали опасения: производителям придется отвлекать оборотные средства на уплату налогов. Однако Министерство по налогам и сборам предоставляет отсрочку по уплате «ввозного» НДС: 20—50 дней. Это — существенная льгота, так как при импорте из других стран оплата производится сразу при таможенном оформлении товара на границе.

Для представления документов, подтверждающих экспорт, плательщику установлен срок 90 дней. Но даже при отсутствии такого подтверждения уплата НДС производится за налоговый период, в котором истек этот срок. Фактически получается 122 дня. Особое внимание уделило государство поддержке отечественных экспортеров. Сроки зачета-возврата сумм превышения налоговых вычетов по НДС сократили с 6 до 2 месяцев. Система уже отлажена, и сегодня по этому вопросу у плательщиков не возникает никаких претензий к белорусским налоговым органам.

В некоторых случаях значительно упрощен порядок администрирования нулевой ставки. Скажем, не требуется подтверждающих документов об уплате налогов в России белорусским производителям, чья продукция по объективным причинам заведомо не реализуется в родной стране. Это касается части ассортимента ОАО «Полимир», ПО «БелАЗ», технического казеина, который выпускают некоторые предприятия Минсельхозпрода. Не требуется дополнительных документов из РФ, если имеются другие подтверждения вывоза товара: оформление импорта российскими таможенниками (касается автомобилей, при транспортировке продукции трубопроводами, воздушным или железнодорожным транспортом, в сопровождении конвоя и в некоторых других случаях).

Однако, как не раз отмечали руководители Министерства по налогам и сборам, вопросы возмещения НДС напрямую связаны с экономической безопасностью государства. И контроль за применением нулевой ставки должен быть отлажен. Только в прошлом году контрольные службы МНС выявили нарушения более чем у 500 организаций и 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей. В результате доначислена значительная сумма налогов, в том числе и НДС.

Были и случаи фиктивного ввоза товара. В конце 2004 года несколько десятков компаний вдруг резко увеличили экспорт из России. За декабрь, как свидетельствовали таможенные декларации, они ввезли свою годовую норму товаров. Однако при проверке складских помещений оказалось, что импорт проходит только по бумагам, а на самом деле партии продукции – почти на 300 миллиардов рублей — не пересекали белорусской границы. Нарушители пытались создать фиктивный «задел» на 2005 год и воспользоваться «лазейкой» в старом методе взимания НДС, когда налоговые органы были обязаны принимать к вычету суммы налога по предъявленным документам российских продавцов. Если бы «серая» схема реализовалась удачно, белорусский бюджет мог не досчитаться 70 миллиардов рублей.

Как было заявлено на недавней коллегии Министерства по налогам и сборам, в будущем году законодательство в области взимания НДС будет совершенствоваться. Сегодня МНС уже разрабатывает новые нормативные акты, которые должны стать следующим шагом к упрощению системы. Основное внимание будет уделено стимулированию законопослушных импортеров и экспортеров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter