Лыжный спорт на весах сомнений

Где тонко, там толстый?

— Как и во время последних ковидных сезонов, не всегда появлялась возможность вручить глобусы спортсменам лично. Поэтому FIS будет сотрудничать с национальной лыжной ассоциацией, чтобы передать награду спортсмену, который не может присутствовать на финальном старте сезона.

Из заявления Международной федерации лыжного спорта (FIS).

В лыжах — форменный бардак. После провальной Олимпиады этот тезис было легко приклеить к белорусским спортсменам, а теперь его еще легче распространить на весь мировой лыжный спорт. Ну разве это дело, что Кубок мира по лыжным гонкам банально скомкали и забросили в урну, отменив финальные состязания в Тюмени?! Ну разве есть хоть какой‑то прок от того, что в эти выходные в шведском Фалуне на старт собирается выйти Тереза Йохауг (которая уже объявила об уходе из спорта) и не собирается выходить Йоханнес Клэбо (который ничего такого не объявлял)? Ну разве это нормально, что единственный конкурент Клэбо россиянин Александр Большунов (который в итоге так и не получил возможность оспорить превосходство норвежца в Кубке мира) после политических решений FIS на потеху публике натягивает на себя старую советскую форму, а досрочно выигравшая Кубок мира его соотечественница Наталья Непряева старательно дует на воду, желая в конце концов получить заветный Большой хрустальный глобус?

Егор Шпунтов оказался единственным белорусским лыжником, кто сумел выступить на Олимпиаде в Пекине.
Фото  БЕЛТА

Бардак на лыжне остается бардаком при любой смазке. При любой погоде. В любых декорациях.

Днями наткнулся на перепалку в соцсетях между американской лыжницей Джессикой Диггинс и газетой «Нью‑Йорк Таймс». Диггинс, если кто не помнит, выигрывала Кубок мира в прошлом году (когда его пропускали попавшие в коронавирусные тиски норвежки). А в Пекине‑2022 взяла две личные медали — серебро в марафоне и бронзу в спринте (и могла бы даже отобрать у Непряевой победу в общем зачете Кубка мира, если бы не решение отменить финал Кубка мира в Тюмени). То есть прямо сейчас Диггинс — объективно третий номер в мировых лыжах после Непряевой и Терезы Йохауг. Но Джессика все равно недовольна. «В спорте, где многие женщины имеют массивные плечи и бедра, Диггинс выглядит словно фея в спортивном костюме» — такой пассаж адресовал спортсменке автор «Нью‑Йорк Таймс». Однако, как пишет российский «Спорт‑Экспресс», журналист, очевидно, не знал ее истории: американка в подростковом возрасте страдала булимией, и до сих пор расстройство пищевого поведения для нее — актуальная тема. Об этом Диггинс рассказывала и в своей автобиографии. Так что ее отповедь в Instagram можно было бы даже назвать естественной.

 Такие разные красавицы лыжного спорта: Наталья Непряева и Джессика Диггинс.
Фото из Instagram.
— Статья, в которой мое тело сравнивали с телами других выдающихся спортсменок, очень меня ранила, — призналась Джессика. — Давайте все вместе — тренеры, родители, коллеги по команде и друзья — будем воздерживаться от комментариев по поводу размеров тела и фигуры. Любые слова на эту тему, не важно даже, положительный смысл вы вкладываете или нет, могут иметь огромное влияние на человека. Давайте обсуждать лишь то, что действительно важно: характер, целеустремленность, волю, дружбу, в конце концов...

Диггинс по комплекции ближе к Йохауг, но Кубок мира в этом году выиграла Непряева, о которой перед стартом этого сезона глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе и тренер спортсменки Юрий Бородавко говорили, что у нее есть проблемы с весом. 

— Конечно, любую девочку такие слова будут задевать. Но мы все разные, поэтому сравнивать сложно, тем более что мне удается обыгрывать многих девочек с идеальными пропорциями, — Наталья тоже права в своем возмущении. — Я понимаю, какой вес мне необходим для успешного выступления, проблем в себе я не вижу. Безусловно, ты всегда стремишься быть лучше, красивее и стройнее, вне зависимости от того, сколько ты весишь или как ты выглядишь, предела совершенству нет. Но в целом я не считаю, что во мне что‑то не так. Просто всем есть над чем работать.

При этом многие специалисты сейчас утверждают, что время мощных и тяжелых спортсменов давно ушло. По их версии, чем больше мышечная масса — тем больше кислорода будет требоваться на поддержание ее работы. Но стоит поставить рядом Александра Большунова и Йоханнеса Клэбо, и тут же в этой аксиоме возникают сомнения. Подлинный атлет из России выиграл на Играх в Пекине три золотые медали, а его норвежский основной соперник добавил к своей субтильной комплекции еще и откровенное изнеможение горами Чжанцзякоу. Клэбо на Олимпиаде оказался похож на себя только в спринте. Но там, как известно, ценятся другие качества, нежели в марафоне…

Большунов счастлив

Клэбо в раздумьях.
В лыжах — бардак, потому что сезон заканчивается, и никто не знает, куда они пойдут дальше. Куда пойдут и как? С кем? Против кого? Кто останется в истории Давидом, а кто Голиафом? Кто будет Гераклом, а кто феей? 
И кстати, о феях. Где та из них, что способна превратить тыкву в карету, что может сделать из наших Кирилловой и Королевой хотя бы отдаленное подобие Непряевой или Диггинс либо, например, из Шпунтова и Воронова — Большунова или Клэбо? Есть ли вообще такая фея, которая способна объяснить всем нашим специалистам, что бардак в лыжах таков, что не важно, толстый ты или тонкий? Характер и воля, вот что важно, и их отсутствие никак не скроешь за результатами двух‑трех положительных ПЦР‑тестов.

gord@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter