Почему обслуживание газового хозяйства превратилось в громоздкую процедуру

Где тонко – там колонка

Об окончании ремонта в своей квартире я рапортовал с оптимизмом. Бодро сообщил соседу, что дел–то осталось всего ничего. На днях быстренько поменяю газовую колонку и приглашу любоваться плодами моего плиточно–облицовочного мастерства. Сосед отреагировал странно: «Колонку, говоришь? Быстренько? Ну–ну...» Его голос звучал сочувственно. Теперь я понимаю почему.


Мы уже привыкли к тому, что живем в стране победившего «одного окна», максимально упростившего различные административные процедуры и сократившего их количество. Поэтому я был уверен, что замена газового агрегата не составит проблем. И не займет много времени. К тому же имелся опыт пятилетней давности, когда колонку менял всего лишь сотрудник магазина, торгующего газовым оборудованием. У него были на это необходимые сертификаты, лицензии, допуски. Мигом отключил старый аппарат, демонтировал его, укрепил новый, проверил тягу, включил колонку. Тогда вся процедура заняла пару часов и стоила какие–то копейки. Теперь же она растянулась на 9 дней, которые пришлось прожить без горячей воды. И обошлась куда дороже.

Сначала явился специалист «Мингаза», который установил, что прибор действительно дышит на ладан и его требуется заменить. Затем следовало вызвать специального человека из той же организации, который имеет право перекрыть доступ газа к аппарату. Потом мы позвали того самого сотрудника магазина, который сделал сразу две операции: демонтировал со стены старую и повесил вместо нее новую колонку. Мы всей семьей уже предвкушали, как устроим радостное воскресное омовение. «Не спешите, — осадил нас мастер. — Теперь я не имею права включать вам новое оборудование. Это должны делать особые люди из «Мингаза».

Те, однако, отказались нас навестить. «Потому что у вас пока не было проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов. Без этого не имеем права». В чем же проблема, удивились мы. Придите, проверьте и включите наконец наше водонагревательное устройство, которое уже сутки дразнит своими новенькими белыми боками. «Не наше дело. Этим занимается отдельная служба». И нам продиктовали телефон... частного предприятия, среди услуг которого так и значилось: «Выдача актов вторичной проверки технического состояния дымовых и вентиляционных каналов». И там же — строгое напоминание, что отсутствие данного акта может привести к отключению газового оборудования. Мол, хочешь не хочешь, а все равно явишься к нам. Отличный ход для принуждения клиентов воспользоваться услугой, но где в нем признаки предпринимательства? Выяснять этот вопрос было некогда: семья требовала горячей воды.

Дождавшись приватного спеца по вентканалам, который исследовал тягу в дымоходе и оставил нам вожделенный акт, мы вновь обратились в газовую службу. Наконец прибыли профессионалы, имевшие право повернуть вентиль. Колонка загудела, в квартире появились хорошо вымытые члены семьи, а на душе — неприятный осадок и недоумение.

Мне было непонятно, почему вместо визита одного специалиста потребовалось пять посещений моей квартиры сотрудниками трех разных служб. Почему все они (кроме работника магазина, согласившегося поработать в свой законный выходной) заставляли нас трижды отпрашиваться с работы, так как являлись лишь в рабочее время. Причем ожидать газовщиков требовалось по 2 — 3 дня. Неясно, почему обязательным условием безопасности, поставленным государственным предприятием «Мингаз», торгует какая–то частная контора. Как семечками на рынке. При этом ее представитель проверял наличие тяги ровно так же, как это при каждом явлении делали официальные газовщики, которые почему–то не обладали правом подтвердить факт работы вентиляции своей подписью. Тут же упомяну, что нам пришлось платить за каждый такой визит от 5 до 25 рублей. Наилучший результат, разумеется, у частного предприятия — выдача пресловутого акта обошлась в 30 рублей. А ведь мы десятки лет не платили за подобную услугу: раз в полгода нашу квартиру посещал специалист предприятия «Вентсервис», который абсолютно бесплатно проверял исправность дымоходов...

Мне кажется, из трагедии в Борисове, когда от неисправностей нагревательных приборов погибли шесть человек, сделаны не совсем верные выводы. Вряд ли уроки этого кошмарного инцидента потребовали создать громоздкую, сложную для адекватного понимания, многоступенчатую, затратную по деньгам и времени систему обслуживания газового хозяйства. Люди хотели бы получить взамен простые, понятные, доступные меры безопасности. Ведь нынешние тягомотные процедуры вовсе не гарантируют никому спокойного сна. Недавнее несчастье в Гродно, где от угарного газа погибла 12–летняя девочка, очень болезненно подтверждает этот печальный вывод.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter