Чем вреден избыток кукурузы? Нужен ли азот бобовым? Как организовать зеленый конвейер?

Где-то в высокой траве затерялся белок

Чем вреден избыток кукурузы? Нужен ли азот бобовым? Почему устарела пословица «Коси, коса, пока роса»? Как организовать зеленый конвейер?



По этим и другим вопросам в «Спор-плуг» впряглись заведующий отделом многолетних трав НПЦ НАН по земледелию Петр ВАСЬКО и заместитель директора по кормопроизводству государственного предприятия «Жодиноагроплемэлита» Смолевичского района Вячеслав МОРОЗ

ВАСЬКО: — Вызывает беспокойство несбалансированность рационов КРС из-за излишка кукурузы. Оптимально кормов должно быть столько, чтобы одна кормовая единица силоса равнялась такому же количеству сенажа и сена. Если в хозяйстве коров выгоняют на пастбища, то кукурузы должно быть на 15 процентов больше, чтобы использовать ее в переходный период. В целом по стране надо сеять 800 тысяч гектаров кукурузы. В последние три года было 1,1 миллиона и заготавливали на 6—6,5 миллиона тонн силоса больше, чем нужно для оптимального кормления. Вроде хорошо, что есть лишние корма. Но в них не хватало главного компонента, который влияет на производство продукции животноводства, — белка. Когда соотношение сенажа и силоса 1:1, то в кормовой единице его примерно 140—147 граммов. А когда кукурузы на 1,5 миллиона тонн кормовых единиц больше, то в среднем в каждой из них получается всего 122. 20 граммов чистого белка надо купить в шроте, чтобы сбалансировать рационы. А это рост на 80 процентов себестоимости кормов, дополнительный расход валюты. Я не против кукурузы. Хорошая культура, если выращивать ее оптимальное количество. Но не надо забывать, что она требует больших затрат. Например, на гектар обязательно нужно 100 килограммов азота. И если хозяйство небогатое, то под злаковые травы уже вносить нечего. Или высокобелковая культура рапс. Его подкармливают из расчета по 200—280 килограммов азота на гектар. При средней урожайности 20 центнеров с гектара он дает 420 килограммов белка. Но если внести под ежу 100 килограммов азота на два укоса, она даст тонну белка. 

МОРОЗ: — Поскольку 80 процентов кормов идет КРС, то белок для рационов надо искать в травах. Преимущественно в бобовых. Потому что, скажем, люцерна дает две тонны белка с гектара. При этом самого дешевого и полезного животным. 

ВАСЬКО: — Но хозяйства многое делают вопреки науке. В 1992 году было 1,4 миллиона гектаров многолетних трав на пашне, а кукурузы — 460 тысяч. Затем трав стало 960 тысяч гектаров, а в 2013-м — всего 670 тысяч. Они должны быть не менее чем на четверти площадей, но реально занимают их 16—17 процентов. Сейчас, правда, ситуация исправляется, к следующему году травы займут около миллиона гектаров. Но на 90 процентов это должны быть бобовые и бобово-злаковые смеси. И не на бумаге, а на поле. Причем бобовых в смеси должно быть не менее 30 процентов, чтобы не использовать азот для подкормки.

МОРОЗ: — Мы азот вносим не только в этом случае, но и когда бобовых половина и более. Чаще всего используем такие смеси: 40 процентов — злаковые, 60 — бобовые. 

ВАСЬКО: — В такой ситуации урожайность вырастет, но ослабятся бобовые культуры. Клубеньки не задействованы, если в почве есть свободный азот. Считаю, что азотом бобовые травы стоит подкармливать только на тяжелых суглинистых почвах, где клубеньки не работают. По 30—40 килограммов на гектар.

МОРОЗ: — Мы вносим на средних суглинках и осушенных торфяниках. Да, жертвуем азотом, который могли бы дать сами растения, ради получения большей массы трав. Вынуждены так действовать, потому что высокая плотность скота: 75 голов КРС на гектар. Как в Голландии. 

ВАСЬКО: — Я бы не рекомендовал идти таким путем всем хозяйствам, особенно экономически слабым. К тому же у них не всегда азот под рукой. Поступление удобрений нередко запаздывает из-за нехватки денег. Поэтому в нынешнем году к 15 мая было подкормлено только 60 процентов многолетних трав на пашне. Так происходит еще и потому, что в первую очередь удобрения идут под зерновые. Хотя это не совсем правильно. Травы надо подкармливать еще с осени (первая декада сентября), чтобы они хорошо раскустились, тогда можно рассчитывать на хороший плотный травостой весной, даже если в это время не хватает азота.

И еще. Недостаток азотной подкормки, скажем, люцерны, в том, что она в этом случае дает хороший травостой только три года, а не пять, как обычно. Значит, надо снова закупать семена и проводить перезалужение. 

МОРОЗ: — Идем на это сознательно, чтобы иметь максимальное количество зеленой массы с гектара. Люцерну, кстати, пробуем сеять даже на торфяниках. 

ВАСЬКО: — Наука против такого подхода. Другое дело, если это выработанный торфяник, где органического вещества меньше 30 процентов. Фактически это песок, перепаханный с торфом. А на чистом торфянике кислорода не хватает, клубеньки люцерны не работают.

МОРОЗ: — У нас торф, смешанный с песком.

ВАСЬКО: — Но даже в этом случае люцерна больше двух лет расти не будет. Лучше там сеять клевер. Кстати, люцерна не будет расти и на песчаных почвах. Там лучше сеять донник и эспарцет. При выборе бобовой культуры надо обязательно учитывать кислотность почвы.

МОРОЗ: — Вернемся к кукурузе. Без нее никак не обойтись. Только убирать ее надо, когда сформировался початок. Если стебли высокие, а его нет, корм будет неполноценным. Кукурузу стоит силосовать, когда в ней не менее 30 процентов сухого вещества. 

ВАСЬКО: — Но вредна и затяжка с уборкой. Когда зерно в стадии восковой спелости, оно не измельчается. В результате не усваивается организмом животного. 

МОРОЗ: — Позвольте засомневаться. Все зависит от того, чем убираем. На комбайны ставятся специальные насадки, которые зерно измельчают.

ВАСЬКО: — Если они поизносились, а зерно слишком твердое, процесс неполноценный, дробление неполное. Поэтому лучше не надеяться на возможности техники, а делать все вовремя.

Огромное значение имеют сроки уборки и для трав. Возьмем, например, кострец. Когда появляется флаг-лист, а соцветия еще нет, в нем 17 процентов сырого протеина. Как только вышла метелка — минус 4. У тимофеевки, ежи, овсяницы 12 процентов белка, а выбрасывают метелку — только 8—9. Поэтому бобовые надо косить в фазе бутонизации, а злаковые — при появлении флаг-листа и не позже. 

МОРОЗ: — Теоретически  правильно. Но в жизни все сложнее. Техника не успевает все убрать в оптимальные сроки. Можно попробовать начинать раньше, но тогда еще мало зеленой массы, будет недобор трав.

ВАСЬКО: — Если даже в вашем крепком хозяйстве не хватает техники, чтобы убрать травы вовремя, что говорить о более слабых. Но выход есть. Он одинаков для всех. Нужно создавать конвейерную систему кормозаготовки. Ее суть в том, чтобы высевать травы с разными сроками созревания. Например, клевер бывает ранне-, средне- и позднеспелый. Первого надо сеять половину, остальных по четверти. Ранние сорта косят примерно с 25 мая по 10 июня. Затем по 10 дней средние (10—20 июня) и поздние сорта — до 3—5 июля. В каждый вид клевера надо добавлять злаковые с разными сроками созревания.  В итоге не допускается перезревание трав.

МОРОЗ: — В этом году ко всем проблемам добавилась засуха. Из-за нехватки влаги травы выросли не такими, как ожидалось.

ВАСЬКО: — Чтобы минимизировать такого плана последствия, опять же нужен зеленый конвейер. Кроме многолетних трав, необходимо высевать достаточное количество однолетних. Да и среди многолетних стоит подыскивать устойчивые к засухе. Полезны и промежуточные посевы. На зеленый корм годится просо, сорго-суданковый гибрид. Не надо забывать и о зерносенаже, например, из  ячменя и тритикале. К сожалению, его заготавливается мало. А надо бы. Тогда, глядишь, и обеспеченность кормами была бы лучшей даже при неблагоприятной  погоде.

МОРОЗ: — Мы обходимся и без зерносенажа. Кормов хватает, потому что под однолетние травы подсеваем многолетние, первый укос которых можно получить уже осенью.

ВАСЬКО: — Есть немало нерешенных вопросов в технологии заготовки кормов. Сейчас модно косить в валок, а затем его разбивать. Зачем это делать, если лучше в прокос, в расстил. Получается экономия на одной операции и быстрейшее высыхание. Далее. Бобовые и бобово-злаковые смеси надо косить с плющилкой. В реальности многие используют кондиционер, который подходит только для злаковых. Правильно поступают те хозяйства, которые имеют две приставки и используют в зависимости от вида трав. Важно и время кошения. Не надо увлекаться слишком ранним, когда трава еще влажная. Да, раньше наука рекомендовала начинать косьбу в 5—6 часов утра. Но тогда были простые косилки. А сейчас, если пустить их с плющилкой в такое время, вся роса впитается в траву, и сохнуть она будет в два раза медленнее. Поэтому мы рекомендуем начинать косить в 9 утра, когда спадет роса. Возьмем люцерну, у которой утром на корню 82 процента влаги. После скашивания к обеду теряется 12 процентов. Начинаем сворачивать в валки, теряется еще 5. В это время (60—65 процентов влажности) у нее самое высокое качество. Поэтому в пленку ее стоит закатывать при влажности не менее 60 процентов. Надо твердо усвоить: пленка не улучшает качество корма, а только сохраняет то, что в нее заложено.

МОРОЗ: — Думаю, что начинать косьбу в 9 утра поздновато. Да, мы не косим в 4 утра, как раньше, но в 7 часов уже в поле.

ВАСЬКО: — Я остаюсь сторонником более позднего срока. Дело не только в росе. За ночь в травах падает количество сахара. Он начинает накапливаться с восходом солнца и полностью восстанавливается после 10 часов.

МОРОЗ: — Научные рекомендации хороши для западного фермера, у которого 50 гектаров трав. А если их больше двух тысяч, то надо думать, что хуже: меньше сахара или перезрелая трава.

ВАСЬКО: — Любой агроном знает: если скрутить ее в жгут и сок при этом выделяется, значит, больше 70 процентов влажности, в пленку ее нельзя. Если сока нет и не трещит — около 60, начинает трещать — влажность 50 процентов, пересохла.

МОРОЗ: — Мы закупили влагомеры и постоянно ими пользуемся, чтобы закладывать качественный корм. Думаю, что это по карману каждому хозяйству. Нельзя в наше время работать на глазок.

ВАСЬКО: — Первый укос завершен. Но долгожданных дождей для отрастания новой травы нет. Надо опять обратить взоры на просо и сорго-суданковый гибрид. Они растут даже при нехватке влаги. Будут отрастать также лядвенец, эспарцет. Словом, нужно разнообразие культур, которые способны спасти ситуацию. Стоит планировать также пожнивные культуры. Ведь дождь когда-то пойдет.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter