Где-то между жизнью и смертью

Именно там техника помогает врачам делать то, что мы привыкли называть чудом

В отделении реанимации мне приходилось бывать только однажды: в виде исключения врачи позволили на пару минут пройти к маме, которая лежала там после сложной операции. Это было довольно давно, и все увиденное мало напоминало картинку из фильмов: у изголовья никаких экранов, отражающих работу сердца, о кондиционерах в палатах и речи тогда не шло. Я еще подумала: это что же за руки должны быть у врачей, чтобы фактически только ими одними вытаскивать людей с того света?! А потом началась постепенная модернизация наших клиник, которая заставила задуматься: что же все-таки весомее в вопросе лечения и тем более спасения людей — опыт или техника? Разобраться в этом помог исполняющий обязанности заведующего отделением реанимации Минской областной клинической больницы Сергей Бобко, ставший нашим временным гидом.


Человек или техника?
Больницу мы выбрали не случайно: здешнее реанимационное отделение недавно было отремонтировано и оснащено огромным количеством современной техники. Теперь его убранство точно напомнит каждому тот растиражированный киношный образ клиники, где доктора, выкрикивая сложные названия инструментов и препаратов, в считанные минуты дарят пациентам второй день рождения.
— В реанимации от врача зависит практически все, — объясняет Сергей Анатольевич. — Но техника помогает совершить то, что не может увидеть глаз или не успевают сделать руки человека. А когда счет идет на секунды, решающую роль может сыграть любой фактор. Сейчас сами все увидите.
Удивиться организованности борьбы со смертью удалось уже в ординаторской. Для тех, кто привык считать, что это — лишь комната для чаепития, поясняем: современная ординаторская является своеобразным центром управления отделением. Например, реанимация Минской областной больницы рассчитана на 18 пациентов. У кровати каждого из них — компьютер, постоянно собирающий и выводящий на монитор данные о больном (пульс, давление и т.д.). Сведения о всех пациентах сразу дублируются на большом экране в ординаторской, поэтому дежурному врачу достаточно просто взглянуть на него, чтобы одним взглядом охватить сразу все палаты. А если кому-то из больных становится плохо, “его” окошко на общем экране тут же начинает подавать “SOS-сигналы”. Одним словом, то, на что раньше уходили минуты (например, установить, что у пациента стало снижаться давление или вообще остановилось сердце), теперь делается за секунды. А это зачастую спасает жизнь. Работа в отделении осложняется еще и тем, что сюда поступают пациенты с самыми разными патологиями.
— В наше отделение везут самых “сложных” больных со всей области, поэтому без современного оборудования приходилось довольно сложно, — вспоминает Сергей Бобко. — Например, сейчас в нашем распоряжении 14 аппаратов искусственной вентиляции легких, которые позволяют спасать даже очень тяжелых больных. Они фактически дышат за человека, если он не в состоянии делать это самостоятельно. А к нам такие попадают очень часто. До ремонта респираторной поддержкой мы могли обеспечить одновременно лишь двух пациентов, поэтому порой выходить из ситуации было очень непросто.
Пациент будет жить
Понятно, что с приобретением нового оборудования количество спасенных от смерти людей должно было увеличиться. Скорее всего, так оно и есть, только сами реаниматологи не любят подобных подсчетов — они предпочитают просто работать. Правда, тут же признают, что теперь работать стало намного легче. Кстати, освоились с техникой все — и доктора, и медсестры — за считанные дни.
— А как же иначе, если к нам каждый месяц поступает примерно по 120 пациентов и ни с одним медлить нельзя, — улыбается наш “гид”. — Кстати, именно из-за темпа работы реанимация считается лучшей школой для любого медика.
Значительным приобретением в отделении считают новую систему кондиционирования. Поскольку реанимационные больные не только не ходят, но порой даже откашляться сами не могут, то влажность воздуха в палате имеет принципиальное значение: если она будет слишком высокой, это может способствовать возникновению воспаления легких. Беспрестанное же проветривание тоже на пользу здоровью не пойдет — ослабленный пациент может тут же подхватить простуду.
Не в пример “доремонтной” организована сейчас и система подачи кислорода. То, как когда-то врачи сами ее конструировали из подручных средств, заслуживает отдельного рассказа. Сейчас же на стене возле каждой кровати висит целый прибор, который позволяет пациентам реанимации дышать увлажненным кислородом. Впрочем, легче стало и медсестрам: теперь для того, чтобы срочно вызвать доктора в палату, им не нужно бегать по отделению — достаточно просто нажать сигнальную кнопку, которая есть на стене в каждой палате. Все это вкупе здорово помогает врачам творить чудеса, которые в медицине называют сложным словом — реанимация.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter