Где родился, там и пригодился

Как приятно щекочет нервы предвкушение новых впечатлений, чтобы, как говорится, на собственной шкуре убедиться в том, что хорошо там, где нас нет! Как увлекательно собирать чемоданы, находясь телом еще дома, а душой уже там, далеко, где неизведанные пещеры и водопады и неиспробованные лангусты и хамоны. А два платья мамы дяди Федора еще ненадеванные висят, хоть папа с курорта и в Простоквашино просится.

Одним из самых горьких последствий вездесущего коронавируса стал вынужденный отказ от путешествий. Ведь когда любая поездка за пределы страны стала сопровождаться множеством карантинных процедур, анализов и документов, многие как-то внутренне скисли. И настроились терпеть эту новую реальность – будни в городской комнате с наглухо закрытой форточкой… Казалось бы, тупик? 

Но если порассуждать, каждое событие в жизненной цепочке отдельно взятого человека или мирового сообщества – это всегда новые возможности. Как обычно представлял себе идеальный отдых среднестатистический городской житель нашей страны? Солнце, пальмы, белый песок, ну или галька для тех, кто поскромнее, много еды, напитков и ничегонеделание, воздвигнутое в абсолют. А вокруг скачут азиатско-европейские папуасы с диковинками, чтобы не так было скучно наблюдать один и тот же, быстро надоевший пейзаж из окна. Экскурсия в ближайшую достопримечательность – это максимум напряжения физических и духовных сил. Почему-то нам кажется, что отдых – это полная пассивность всех систем. А, между прочим, еще в начале 20 века известный ученый-физиолог И. М. Сеченов научными опытами доказал жизненную мудрость о том, что лучший отдых – это смена видов деятельности, то есть именно при таком активном подходе вам не придется отдыхать после отдыха.

И вот когда палящее солнце и тропические пальмы стали не так доступны, многие белорусы стали присматриваться к богатой красоте своей родной земли. А она, действительно, богата и что самое важное, на мой взгляд, она не позволяет лениться. Живые леса с дичью для охоты, полноводные реки для туристических сплавов и рыбные озера для рыбалки, скромно красивые болота и цветочные луга для исследователей природы. 

Однажды к нам в гости приехал друг мужа из Европы со своей женой. Она всю свою жизнь прожила на юге Испании, и поэтому мы поехали в Беловежскую пущу, чтобы показать ей белорусскую природу. Остановиться решили в доме графа Тышкевича, который находится прямо в лесу, на территории национального парка. Приехали на место мы уже в полной темноте, наскоро разложили вещи и отправились спать. А утром нас всех разбудили восторженные восклицания нашей испанской подруги, которая просто вышла на балкон и не смогла сдержать свой восторг от глухого, вкусно пахнущего леса, следов зайцев на тропинке и необычной для ее уха песни кукушки. Последующие несколько дней мы дружно бродили по пуще, надеясь увидеть зверей. Нашей гостье особенно хотелось этого, ведь в Европе животные уже встречаются лишь в зоопарках. Но стоило нам отчаяться, как в тот же вечер, выехав в соседний городок на просмотр футбольного матча, в темноте, в свете фар мы увидели практически всех местных зверушек: и зайцев, и косуль, и даже кабан как будто специально для нас показал свой пятак из травы. Это был настоящий апогей белорусских каникул! Хотя и прошло уже несколько лет, думаю, она до сих пор помнит нашу пущу и свою радость при встрече с ней. 

В прошлом году, еще до закрытия границ, у меня была возможность сравнить два вида отдыха: пляжный и активный. Сначала мы всей семьей поехали к морю, а буквально через неделю после возвращения отправились с палатками на озеро Болдук, крупнейшее из Голубых озер на северо-западе Беларуси. И знаете, что? Пять дней в палатке в глухом лесу на берегу прозрачного студеного озера наполнили меня гораздо больше, чем курортный комфорт. Чем? Общением с такими же людьми, которым нравится отдыхать на природе, прогулками по лесу с детьми в поисках волков и медведей, рыбалкой в озере Карасик, круглом и маленьком, как монета. Я уж не говорю про костровые и купальные удовольствия. А что мне запомнилось с тюленьего отдыха на пляже, где мы лежали в 10 метрах от воды и поедали мороженое? Толпы людей, слоняющиеся в поисках очередного банана, который можно оседлать? Ну, может, только восходы, которые муж каждое утро снимал на камеру и немножечко волны…

На мой взгляд, в своем туристическом порыве мы слишком мало уделяем внимания своему, родному, ведемся на чужие стандарты, искренне веря, что они наши собственные, искренне веря, что Лазурный берег красивее разлива Припяти. Как у поэта, «все это похоже на отраженье не нами придуманных наших идей».

Но даже «у самой худшей вещи есть пара обратных хороших сторон». И сегодня, пусть и «благодаря» вирусу, у нас есть возможность отложить в сторону западные картинки и получше узнать свою собственную страну, чья красота не позволяет душе лениться и делает нас лучше. Радостно от того, что многие так и делают…

Вряд ли нам стоит стремиться к лаврам Магеллана или Кука, всю свою жизнь превративших в путешествие. У каждого из них своя судьба, но одинаково печальная. И одного, и другого съели те, ради кого они покинули родные края. И не потому что они были белым заморским деликатесом, а потому что со своими бусами лезли в чужой монастырь…

Люди говорят, где родился, там и пригодился. Звучит просто, но на такой простоте земля держится. И это касается не только труда и места жительства, но и отдыха как смены деятельности. Ведь твоя Родина – это часть тех ворот, откуда ты вышел. Будешь бежать – они покосятся…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter