Где раки зимуют...

СРЕДИ рекордсменов этого промысла были Минская и Могилевская губернии. Для российских фермеров начала ХХ века книги и журналы помещали советы-наставления о разведении раков.

...И где их в старину ловили много-много?

СРЕДИ рекордсменов этого промысла были Минская и Могилевская губернии. Для российских фермеров начала ХХ века книги и журналы помещали советы-наставления о разведении раков.

А вот какое письмо напечатала наша газета (тогда она называлась «Беларуская вёска») в 1927 году:

«Яшчэ здаўна нашы земляробы мелі шмат заробку ад лоўлі ракаў. А ракаў у такіх рэчках, як Вяча (Астрашыцка-Гарадзецкі раён), было шмат. Ну і зараблялі гаспадары з ваколічных вёсак. Яшчэ гады два таму назад нашы ракі вывозіліся за граніцу. Быў прыбытак і нам, і дзяржаве. Тады на сотні і тысячы залатых рублёў вывозілася ад нас ракаў.

А цяпер бяда — ракі выдыхаюць. І ўсё, кажуць, вінаваты нафтавыя рухавікі ад млыноў ды малатарні, пабудаваныя каля Вячы. Нафта цячэ ў рэчку і ў час паводак. А ракі нафты цярпець не могуць».

Убыль раков в реках и озерах Беларуси наблюдалась и раньше — по разным причинам. Обратимся к тем старым книгам, где эта тема освещалась наиболее подробно.

Из «Обзора Могилевской губернии за 1907 год» можно узнать:

«В реках и озерах Могилевской губернии водятся два вида раков: один известен здесь под названием «доброго рака», другой — «кравца». Оба вида некрупные, отличаются один от другого тем, что «добрый» рак крупнее, имеет черную гладкую кожу, толстые короткие клешни, а «кравец» мельче, кожа светлая, зеленоватая, на туловище — усеяна маленькими роговидными иглами, клешни длинные, тонкие, напоминающие ножницы портного, отчего, вероятно, и получил свое название, так как «кравец» на местном наречии значит портной. Оба вида раков никогда не встречаются вместе; рак «добрый» живет в проточных водах с твердым каменистым и песчаным дном, под корягами, кустами и камнями, а «кравец» — в реках с топким и травянистым дном. «Добрый» рак гораздо вкуснее «кравца».

Ловлей раков занимаются деревенские мальчики, истребляющие вместе с домашними своими большую часть добычи в виде лакомства, и едва тысяч 300 штук, примерно, поступает в продажу в ближайшие города губернии. Наибольшее количество раков ловится в конце апреля, когда в ночное время они выходят по разливам на луга. Крестьяне ночью бродят по мелкой воде с зажженною лучиною и без всяких особых приспособлений берут добычу руками. Но есть и приспособления — сачки и прочие. Ловля раков производится с весны до поздней осени, когда вода делается холодной и бродить по ней, ввиду опасности для здоровья и малоценности добычи, не рискует даже крестьянин. Этим объясняется существующее убеждение, что раков есть можно лишь в то время, когда бывает тепло».

Подробно исследовав проблему, доктор Цезарь Станевич изложил ее в работе «Озера и реки Северо-Западного, или Литовского, края» (Вильно, 1902 г.):

«Раки в Северо-Западном крае при обилии естественных водоемов — рек, озер, речек — играли в прежнее время важную роль в общежитии как питательный продукт и как источник народного богатства, так как торговля ими доставляла, а в некоторых местностях и теперь доставляет немалую выгоду населению. Поэтому рачий промысел имеет и должен иметь важное экономическое значение. В последнее время (1895—1900 гг.) развился значительный экспорт раков не только в Германию и отчасти Австрию, но даже и во Францию, благодаря тому, что за границею — вследствие так называемой рачьей чумы — наступило почти полное исчезновение раков начиная с 1892 года.

В бассейнах рек Неман и Вилия, а также и в озерах раки стали пропадать начиная с 1893 года. В Гродненской губернии во многих уездах рачья чума наделала много беды, в особенности — в западной части губернии. Ныне только в Волковысском уезде сохранились раки, где их, впрочем, вылавливают хищнически весною и летом.

Для предупреждения чрезмерного вылова раков необходимо введение запретного времени лова и продажи, а равно же — предельного размера длины рака, по крайней мере в 9 сантиметров. Подобные меры уже давно приняты в других странах (например, в Финляндии) и приносят громадную пользу населению.

Как известно, раки растут довольно медленно и обыкновенно требуют около 5 лет для совершенного своего развития. Также известно, что раки мало плодовиты, ибо каждая самка приносит ежегодно только несколько сотен икринок. Поэтому необходимо принять меры к охранению рачьей икры в то время, когда она почти совсем созрела, то есть попеременно воспретить лов раков летом. В июле, например, раки обыкновенно обессилены от болезненного для них акта линьки, имеют водянистое дряблое мясо, которое теряет при этом свой обычный вкус».

Опять в цене.

За тысячу раков платят 40 долларов.

Приятная ретровесть из 1927 года.

В 1924—1925 годах из Белоруссии вывезено в Ленинград около 400 000 штук раков. В 1926 гогу был налажен Госторгбелом экспорт раков в Германию. В 1927-м операции по экспорту раков возобновляются. Цена раков на заграничном рынке составляет приблизительно 40 долларов за 1000 штук» («Паляўнічы Беларусі», 1927 г.)

В книге «Русский хутор» (настольная книга фермера), изданной в 1910 году, пара страниц посвящена разведению раков. Вот только одна подробность из их пропитания: «С особенной охотой рак поедает водоросли, всегда богатые известью, которые, как и кожура ракушек и слизней, идет для образования панциря». Книга «Русский хутор» была переиздана в 1992 году в Москве.

И в заключение — о рекордных уловах и о вкусненьком.

«Раков особенно много в водах Мозырского уезда. В Мозырском и Пинском уездах есть несколько селений, где жители занимаются ловлей раков, которых в здешних водах так много, что количество превышает местную потребность, потому при ловле раков отрывают у них шейки, сушат и продают мешками на пуды приезжающим сюда рыбопромышленникам» («Памятная книжка Минской губернии на 1874 год»).

В старину белорусские хозяюшки по особому рецепту приготавливали раковое масло:

«Абмытых ракаў кідаюць у вар, добра пасолены і прыпраўлены кропам. Калі яны адзін раз закіпяць, здымаюць пасудзіну з агню і трымаюць некаторы час накрытай. Затым ваду зліваюць, а ракаў выкладаюць на стол, каб хутчэй астылі. Пасля аддзяляюць шкарлупкі, таўкуць іх дробна ў ступцы, прасейваюць праз сіта і на дзве кварты гэтага парашку бяруць кварту масла. Усё зноў таўкуць, потым ставяць у каструльцы на слабы агонь. Сумесь мяшаюць, а як пачне падсмажвацца і набудзе ракавы колер, працэджваюць праз палатно. Калі масла стане гусцець, зліваюць у гліняныя ці шкляныя слоікі, пасыпаюць зверху соллю, завязваюць пузырамі і выносяць на лёд. Аднак такое масла доўга не захоўваецца. Скарыстоўваюць яго для запраўкі супоў і соусаў».

Лакомство старинное, оно и в наше время — лакомство!

Ракі, вараныя ў піве або квасе

«12 ракаў, 1,5 шклянкі піва або квасу, 1 шклянка вады, соль.

У кацялок уліць піва або квас, дадаць шклянку вады, пасаліць, давесці да кіпення, апусціць ракаў і варыць 10—15 хвілін.

Падаць гарачымі разам з адварам».

Архивариус Ленина ШУМАН

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter