Где отогреваются души…

Сегодня в Сморгонской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются две сотни ребятишек

Директор Сморгонской школы-интерната Татьяна Власенко до сих пор под сильным впечатлением от неожиданной прошлогодней встречи. Придя на работу, она увидела в фойе здания незнакомого солидного мужчину. Он внимательно разглядывал фото на стенах, всматривался в лица ребят. 

— Простите, вы кто? – спросила она. 

— Я ваш выпускник, 1963 года, — улыбнулся мужчина. – Правда, не этой школы, а бывшего детского дома… 

И они поехали в недалекие от Сморгони Байбы, где еще сохранились старые строения. И надо же такому случиться – здесь Михаил Беляев в пожилом стороже узнал своего бывшего однокашника. Как дети, вспоминает Татьяна Леонидовна, носились эти «мальчишки» по территории их бывшего родного гнезда, наперебой вспоминали, где что было, своих друзей и воспитателей. А у нее, сегодняшнего директора, по возрасту в дочки годящейся этим бывшим детдомовцам, на глаза наворачивались слезы… 

В школьном музее Михаилу Ивановичу показали фото – первый выпуск их, босоногих. 

— Вот я, — показал на снимке гость. – У меня в Москве такая же фотокарточка, только поменьше. Сколько лет смотрел на нее и всегда обещал себе: обязательно приеду сюда, вернусь в свое детство. 

Михаил Беляев стал кандидатом наук, специалистом в области компьютерных информационных технологий. 

Через два года школа-интернат будет отмечать свой очередной юбилей, ожидается приезд многих бывших воспитанников. В книге почетных гостей оставил свои пожелания Юрий Антонович – известный футболист, который выступал за минское «Динамо» и московский ЦСКА, а теперь тренирует столичную команду. Многие выпускники надежно устроились в жизни, создали хорошие семьи. Ежегодно на вечер встречи собирается их в школе-интернате более сотни. 

И те из педагогов, кто постарше, обязательно вспоминают, какими приходили дети в эту школу, как трудно было отогреть их души, взрастить в них «птицу счастья завтрашнего дня». Педагог-психолог Наталья Кмит и тогдашний директор Валентина Картанович хранят в уголках своей памяти множество берущих за душу историй. Например, как привезли сюда в далеком 1963-м парнишку из Вороновского района. Как вошел в здание школы, так и «прилип» к стене. Никакие просьбы и уговоры не действовали – будто оглох. И тогда кто-то из воспитателей принес и положил к ногам парнишки мяч. И никто не стал его ругать, когда тот вдруг начал гонять его по коридору. 

А как же устраиваются в жизни нынешние выпускники школы-интерната? 

Сегодня в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются две сотни ребятишек – с дошкольной группы до одиннадцатого класса. Среди воспитанников мальчишек в три раза больше, чем девочек. Это в определенной степени требует корректировки воспитательного процесса. 

В отличие от городских школ, где подавляющее большинство детей (по решению родителей) заканчивает обязательно среднюю школу, в интернате преобладают все же выпускники базовой. Ежегодно родные стены покидают 20—27 человек, а весь курс обучения заканчивают 17—20. Но это не простое «выталкивание» менее способных к учебе на все четыре стороны, а сопровождение их вплоть до приобретения профессии и трудоустройства. Педагог-психолог привела соответствующие данные за последнее десятилетие. 

В прошлом году было 24 выпускника базовой школы, в ПТУ поступили 10 человек, а в средние специальные учебные заведения – 13. Девушки выбирают профессии продавца, повара, юноши – водителя, автослесаря, строителя. Но в последнее время заметно возрос интерес к интеллектуальным профессиям: программист, оператор ЭВМ, бухгалтер, секретарь-машинистка… В большинстве своем дети продолжают учебу в гродненских учебных заведениях. 

Что касается выпускников средней школы, в прошлом году все 17 продолжили учебу: шестеро в вузах, восемь в ссузах и трое в ПТУ. 

К будущей самостоятельной жизни детей готовят заблаговременно. Способности и склонности их развиваются в кружках вязания, вышивки, соломоплетения, кулинарии, выжигания, выпиливания, резьбы по дереву – это в школе-интернате. Посещают также городскую школу искусств, Дом творчества, спортивные секции. При школе есть хороший приусадебный участок, живой уголок, уникальный зимний сад с экзотическими растениями. Недавно закупили плиту, холодильник, кухонный гарнитур и стиральную машину – будут учиться готовить и стирать. Интересные занятия у психолога по формированию будущего семейного бюджета… 

Гордостью школы называют Настю Адашкевич. Очень способная, трудолюбивая и всесторонне развитая девочка. Постоянная участница художественной самодеятельности и соревнований по художественной гимнастике. Она была победителем первого районного конкурса «Ученик года», победив сверстников из городских школ и гимназий. Закончила школу с золотой медалью. В нынешнем году заканчивает юрфак Гродненского университета. 

В какой-то мере по ее стопам старалась идти и Наташа Кашера. Оставшись с младшим братом сиротой, с первого класса училась в Сморгонской школе-интернате. Очень активная и коммуникабельная. Бессменная ведущая художественной самодеятельности в районе и «Вясёлкавага карагода» на областной сцене. А ее корона, сплетенная из соломки, объездила многие выставки в Беларуси и сейчас экспонируется в Москве. 

Но особенно отличилась Наташа в изучении иностранных языков. Начиная с четвертого класса, как и многие другие воспитанники школы, постоянно выезжала на каникулы за рубеж. И попала в хорошую немецкую семью, которая, не имея детей, воспитывала приемных – чуть ли не со всех континентов, включая Африку. Для белорусской девочки в период летних каникул в этой семье нанимали даже репетитора по немецкому языку. И в итоге Наташа к окончанию школы знала разговорный немецкий очень хорошо. С грамматикой же ей, изучавшей в школе английский, помогли педагоги. И она рискнула проверить свои знания немецкого на официальном тестировании в прошлом году. И оказалось, что из трех тысяч школьников тринадцать в стране получили наивысшую оценку –  100 баллов. В их числе и Наташа Кашера. Она решила поступать в лингвистический университет и, хотя вступительные экзамены нужно было сдавать по английскому, как отмечено в школьном аттестате, успешно поступила на переводческий факультет. 

Хорошие перспективы открываются и перед мальчишками. Третий год работают здесь кадетские классы, занимаются в них 67 учащихся. Армейская закалка, воспитание гражданской позиции, подтянутость и целеустремленность – все это очень пригодится в самостоятельной жизни. Налажены тесные связи кадетов с РОВД, МЧС, воинской частью. Ребята часто бывают в гостях у пограничников и имеют реальную возможность, не поступив после школы в Военную академию, призваться на воинскую службу именно в этот погранотряд, имеющий свою учебную  школу младших командиров. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter