Где отдохнуть животноводу?

Оршанский район по надоям молока занимает второе место в Витебской области. К зимовке скота здесь подготовились основательно: отремонтировали фермы, утеплили их, заготовили необходимое количество кормов. А достаточно ли внимания уделяют руководители и специалисты хозяйств самим животноводам? Какие условия созданы для их работы и отдыха? Этими вопросами заинтересовалась «Белорусская нива».

На каждой ферме есть специальные комнаты. Но в некоторых холодно и неуютно.

Оршанский район по надоям молока занимает второе место в Витебской области. К зимовке скота здесь подготовились основательно: отремонтировали фермы, утеплили их, заготовили необходимое количество кормов. А достаточно ли внимания уделяют руководители и специалисты хозяйств самим животноводам? Какие условия созданы для их работы и отдыха? Этими вопросами заинтересовалась «Белорусская нива».

«Мы сами себе радио»

В деревне Малое Бабино СПК «Маяк коммуны» обычная молочнотоварная ферма. Заходим в комнату отдыха   животноводов.   На столе — 6 сверкающих чашек, блюдец, печенье, конфеты и даже пачка... салфеток. Чувствуется, к приезду корреспондента подготовились серьезно. Здесь же лежит один экземпляр «Белорусской нивы»: дескать, смотри журналист, вот наша забота о животноводах.

Кому нужен этот «маскарад»? Спрашиваю у заведующего фермой Вадима Бабея, в каком шкафу обычно находятся чайные приборы, почему перед приездом корреспондента они выставлены напоказ? Доярок-то на ферме нет, ушли домой. Вадим Анатольевич не знал, что ответить.

Теперь давайте заглянем в душевую. Скажу коротко: я бы ни за какие коврижки не стал здесь мыться. Холодно! Из крана течет чуть тепленькая водичка. Попробуй здесь помыться, не рискуя заболеть. А раздеться где? Куда повесить одежду, если нет ни одного крючка!

На ферме в деревне Обухово нет даже и такой душевой. Здесь содержится 110 коров, и никакой механизации. Женщины доят вручную, в ведра. Труд тяжелейший. Тем не менее Антонина Силина с начала года надоила уже 5107 килограммов молока от коровы, а Таисия Вербило и того больше — 5300 килограммов. Хорошо трудится и подменная доярка Галина Пруткова.

— Как отдыхают доярки во время коротких перерывов в работе? — поинтересовался у заведующей Светланы Третьяковой. — У вас даже радио нет: послушали бы доярки последние новости, музыку...

— А мы сами себе радио, — удивила своей откровенностью Светлана Владимировна. — Соберемся вот здесь, посидим, поговорим — и по домам. Зачем нам радио?

О газетах я речь и не заводил: чего нет — того нет.

Чай? Будет чай...

На молочнотоварный комплекс, построенный в прошлом году по указу Президента в экспериментальной базе «Межево», я ехал с полной уверенностью, что где-где, а здесь-то увижу немало хороших примеров заботливого отношения к людям.

Увы! Переступив порог комнаты отдыха, подумал даже, что ошибся, не туда зашел. Стол, скамейка (одна на 26 человек!) и два шкафчика для одежды. Все!

Директор Павел Фоминов не знает, что говорить. Не думал, видимо, что корреспондент заглянет в комнату отдыха. Стал рассказывать о производственных делах. А хвалиться, в общем-то, и нечем: надои от коровы с начала года составляют лишь 3254 килограмма молока. Почти 40 процентов коров «в возрасте», их надо списывать, а замены нет. Это прежде всего и волнует руководителя. Но забота о людях не должна быть на втором плане.

В комнате отдыха холодно, батареи не работают. В душевой, судя по всему, никто не моется. Нет даже коврика на полу: а если человек поскользнется и упадет?

О телевизоре и радио в комнате отдыха самого современного комплекса (единственного в районе) я уже не говорю. Нет даже... телефона. Не дай бог что случится, как быть?

Я попробовал пофантазировать и предложил Павлу Фоминову такой сюжет. Старшеклассники местной школы захотели побывать на комплексе с экскурсией.

Вы покажете им механизированный доильный зал, расскажете о современных технологиях кормления и доения коров, удивите высокой зарплатой и т. д. и т. п. А они поинтересуются условиями для отдыха. Что они увидят? Эту пустую холодную комнату?

— Понял вас, — задумчиво произнес Павел Николаевич. — Во втором корпусе комплекса есть хорошая большая комната. Мы ее и обставим как положено. Купим мягкий уголок, кресла, телевизор, радиоприемник, СВЧ-печь, индивидуальные шкафчики, заведем подшивки газет. Посоветуемся с животноводами, что им еще нужно. Обязательно там будут чай, кофе, печенье, конфеты. На все это уйдет миллионов пять—шесть. Денег на такие цели не пожалеем. Тогда и пригласим на экскурсию школьников. Нормальные условия создадим в первом полугодии следующего года.

Моцарт повышает надои

Вот это новость! На молочнотоварной ферме ОАО «Агрокомбинат «Юбилейный» во время дойки коровы слушают классическую музыку. Говорят, произведения Шопена, Моцарта, Чайковского и других классиков повышают надои молока. Возможно. Иначе зачем бы ее предлагали животным?

— А какую музыку слушают доярки во время чаепития? — спросил я у замдиректора ОАО Василия Савостенко.

— Они должны что-то одно воспринимать: или музыку, или еду. Зачем им музыка во время приема пищи? — удивил Василий Евсеевич.

Между тем вопрос возник у меня не случайно. В комнате отдыха нет ни радио, ни телевизора. Теперь ясно: у доярок должно быть что-то одно — или музыка, или чаепитие.

Не могу не сказать несколько слов в защиту «Белорусской нивы». На молочнотоварной ферме ее выписывают. Но читать свежие номера может далеко не каждый. Кто первый ухватил газету, тот и забрал домой, а что читать другим?

— Ничего плохого в этом не вижу, — говорит Василий Савостенко. — Забрал, ну и забрал. Пусть дома читает.

— Для домашнего чтения надо выписать газету на почте, а если она для всех, то — извините. На ферме должна быть подшивка.

Василий Евсеевич спохватился:

— Поправим положение.

Директор агрокомбината Александр Фирсин был более рассудительным:

— В комнате отдыха на молочнотоварной ферме должно быть все. Обязательно телевизор, радио, газеты, холодильник, электрочайник и т. д. На свинокомплексе все это у нас есть. У каждого свой шкафчик. Душевые. До работы принимай душ и переодевайся. И после работы то же самое.

Александр Владимирович вспомнил, что состояние комнат отдыха на фермах нельзя сравнивать с тем, что раньше было. Многое сделано для животноводов, но хочется сделать еще больше, чтобы люди чувствовали о себе настоящую заботу и работали с удовольствием.

Просьба к проектировщикам

Эту же мысль продолжил председатель Оршанского райисполкома Владимир Дедушкин:

— Многое зависит от руководителей хозяйств и их заместителей по идеологической работе. Там, где о людях заботятся, там и показатели выше. Например, если за 10 месяцев удой от коровы по району составил 3759 килограммов молока, то в таких хозяйствах, как «Агрокомбинат «Юбилейный» — 5626 килограммов, СПК «Лариновка» — 5987, СПК «Росский Селец» — 4512, птицефабрика «Оршанская» — 6217, «СГЦ «Заднепровский» — 5548 килограммов.

За последние годы в сельхозпредприятиях района многое сделано по улучшению труда и отдыха животноводов. Ежегодно эта работа продолжается. И мы постараемся, чтобы на каждой молочнотоварной ферме, даже в отдаленной деревне, животноводам работалось легче.

Хотелось бы обратиться с пожеланием к проектировщикам: проектируя животноводческие комплексы или фермы, нужно планировать более удобные комнаты отдыха для животноводов. Чтобы можно было там проводить планерки, собрания, совещания. В нынешних проектах такие комнаты для этих целей непригодны.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter