Где неуместна искрометность

Дожидаясь в Светлогорске поезда, я стоял на пешеходном мосту через пути, наслаждался погодой и пейзажем. И тут во мне... проснулся инстинкт. Тот самый, животный, звериный инстинкт самосохранения, который помогает волку обходить капканы. Который, говорят, присущ и матерым преступникам — как Фоксу в фильме «Место встречи изменить нельзя». Мне стало очень неуютно, дискомфортно, захотелось скорее покинуть это место.

Оглядевшись, я понял причину: прямо подо мной стоял состав с цистернами «Бензин». Что потенциальная угроза исходит именно от них, говорил, конечно, не столько инстинкт, сколько элементарные познания: в цилиндре автомобиля бензин воспламеняется от одной искры.

Раскаленные солнцем цистерны источали жар, из горловин струились видимые глазом пары... А на платформе в ожидании поезда скапливались пассажиры. А по мосту шли горожане. Иные из мужчин — с сигаретами. И я не мог поручиться, что кто–то из них не бросит с моста окурок. Он полетит вниз, прямо на горловину. Элементарные познания напоминали мне, что концентрированная смесь взрывается не только в цилиндрах.

...В Минске много лет назад опрокинулась, отцепившись от грузовика, цистерна с бензином. Горючее вытекло, образовалась лужа. В ней, на беду, заглох городской автобус с пассажирами. Мимо проезжала машина с неисправной электропроводкой. От искры лужа с автобусом вспыхнули. Жертвы исчислялись десятками.

Примерно в те же годы и тоже в Минске полыхнул от искры цех футляров на радиозаводе: жертв были уже сотни. В Варшаве, с соизмеримым числом пострадавших, взорвался газ в торговом центре «Ротонда». А на территории еще советской России в облаке газа из поврежденной трубы сошлись ночью два пассажирских поезда... Облако взорвалось. От искры или окурка — уже не имело значения. Наконец, по оценкам мировых СМИ, самый кровавый теракт в Ираке совершен 18 июля именно с использованием бензовоза.

Нервозность улеглась, лишь когда поезд отъехал от станции. Но куда нам без бензина?! Разве менее опасны уже на автодорогах автоцистерны, ежедневно пополняющие запасы на сотнях АЗС? Вернувшись в Минск, я обратился в МЧС, чтобы узнать, какие меры безопасности сопутствуют перевозке топлива по дорогам.

«Строжайшие! — заверил меня Иван Лазарь, начальник управления по надзору за перевозкой опасных грузов МЧС. — Маршруты бензовозов и время доставки топлива обязательно согласуются с ГАИ. Маршруты проложены, как правило, в объезд детских учреждений, людных мест и важных учреждений. Каждый водитель бензовоза имеет при себе десяток обязательных документов: лицензию, «аварийную карточку» (порядок действий в чрезвычайной ситуации), свидетельство международного образца о специальном обучении... Его машина, помимо обязательного техосмотра, проходит каждые полгода специальное освидетельствование...»

Как выяснилось, список опасных грузов включает более трех тысяч наименований! Но серьезных инцидентов на дорогах страны, тем более с воспламенением, статистика давно не фиксирует. В прошлом году был лишь один (и лишь потенциально!) опасный инцидент: в Минске с машины скатились газовые баллоны. То же (строгое соблюдение норм безопасности) касается и Белорусской железной дороги. Прежде здесь случалось до 200 инцидентов, но в последние два года их число резко, кратно, снизилось. Случается в основном течь нефтепродуктов по сварным швам цистерн, из сливных устройств... Но тоже без воспламенений, слава Богу! Слава специалистам по транспортной безопасности!

Безопасность убаюкивает. А ведь мы, сограждане, в своей машине везем если не цистерну, то бак с горючим. Разве он менее взрывоопасен, когда мы вставляем шланг в горловину? И серьезных документов, как у водителя бензовоза, с нас не требуют. Надеются на нашу сознательность и полученные на курсах знания. А мы пассажиров и даже свои семьи не высаживаем, как предписано, поодаль от бензоколонок.

Мы привыкли к бензину и не считаем его угрозой. А зря! В минувшие выходные, как уже сообщала «СБ», вспыхнул минчанин, пополнявший из канистры бензобак... с сигаретой. Будем обходить стороной бензоцистерны на дорогах и путях. Тем более — с сигаретой. Не будем бросать окурки в сторону бензина, из машины и с моста. Вообще в сторону от урны! Проверим огнетушитель в своей машине. Будем всегда готовы действовать, спасать. Если ж пламя неудержимо... Вспомним, как взрываются бензобаки в кинобоевиках. Будем готовы спасать не машину — жизнь.

Тогда, в Светлогорске, я не на шутку встревожился, почти испугался. Но не хочу никого пугать. И никому не желаю возрождения животного инстинкта. Пусть его заменят здравый смысл и уместное чувство опасности. Пусть искрометность остается свойством характера, а не бытовым признаком. Из искры да не возгорится пламя!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter