Где найти сто друзей

Краудфандинг делает свои первые шажочки и в нашей стране

Эти два объявления в социальных сетях попались на глаза с разницей в пару дней: молодой человек собирал деньги на съемку фильма, а девушка — на издание книги. Я стала смотреть, что будет дальше и через несколько дней уже немало подивилась: собран первый миллион, второй… Потом, правда, дело как-то застопорилось, а меня заинтересовало, можно ли вообще таким образом собрать деньги на осуществление конкретной мечты конкретного человека?

Услышав впервые пару лет назад про краудфандинг, даже не стала забивать голову странным словом. Язык можно сломать, произнося его. Хуже только тот самый исландский вулкан Эйяфьядлайёкюдль. Но дело даже не в странном сочетании букв: не надо быть великим знатоком английского, чтобы разобрать в нем соединение двух слов — толпа и финансирование. Скептицизм вызывала сама постановка вопроса: неужели наши люди готовы сброситься, скажем, на съемки клипа для любимой группы? Твердо убеждена, что мы привыкли на халяву получать, нам как-то сподручней желательно даром, а вот насчет отдавать — это уже иная история.

Примеры — вокруг. Сотрудница уходит на пенсию или у коллеги родился ребенок — надо поздравить. Такое или нечто подобное периодически случается в каждом коллективе. И вот стандартный диалог: «По сколько собираем?» — «По 10 тысяч!» — «А че так много?» Проходят год-два. Тот, кто возмущался, влетает в кабинет: «Ребята, у меня сын родился! С меня «поляна», с вас — коляска…» — «Так машину бы сразу просил…» — это уже в сторону закрывшейся за молодым папашей двери. «По сколько будем скидываться?»

И ведь соберут же на коляску, никуда не денутся. Вот тебе и краудфандинг получается. То есть работает схема. Причем с отдачей: сегодня ты кому-то дал, завтра — тебе. А если без отдачи?

Очередное собрание в детском саду. Воспитательница с длинным списком в руках: надо сдать деньги на воду, туалетную бумагу, чистяще-моющее, ремонт группы, озеленение территории и т.д. Всеобщий гул: сколько ж можно? Тут же открывают кошельки считаные единицы, большинство предпочитают высказать свое «фе», поторговаться. В итоге, как правило, на нужды первой необходимости деньги собраны, ремонт сделан абы как силами воспитателей и энтузиастов, вместо шикарных туй куплены дешевые петуньки. Народное финансирование терпит крах.

В «Гугле» приводится множество положительных примеров краудфандинга. Вот только российские случаи: группа «Би-2» собрала кругленькую сумму на выпуск музыкального альбома, предприниматели из Костромской области таким образом отремонтировали аварийный мост, режиссерская группа фильма «28 панфиловцев» покрыла значительную часть бюджета. А что у нас? Пока положительные случаи зафиксированы преимущественно в сборе денег на лечение за границей, но это святое. Ну а что если скинуться, скажем, на какую-нибудь развлекуху? Оказывается, есть у нас и такие примеры. Одна из белорусских артисток разместила на одном из сайтов просьбу помочь собрать деньги на выпуск музыкального альбома. Около сотни ее поклонников пожертвовали кто чем мог. За месяц собрали приличную сумму, записали диск. Вот уж правда: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Выходит, работает краудфандинг. Вот и здорово. Значит, незачем некоторым нашим деятелям искусства стучаться в кабинеты министерств и ведомств, требовать государственного финансирования. Собрались с мыслями, сформулировали идею, вбросили ее в массы, она ими овладела — и вот они, денежки. Не надо никаких бизнес-планов составлять, других бумажек писать, а потом трястись, отчитываться за конечный результат перед чиновниками. С простым народом ведь проще: за три копейки они не ждут от вас «Оскара» или «Грэмми». Хотя было бы здорово получить какую-нибудь наградку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter