Где найти… периметр?

Гостем «прямой линии» «Р» стал начальник Управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков. Темой для обсуждения была предложена реформа средней школы

В  школах  сегодня  находят  не  только  его,  но  и  новые  методы  работы 

Недавно гостем «прямой линии» «Р» стал начальник Управления общего среднего образования Министерства образования Юрий ГЛАДКОВ. Темой для обсуждения была предложена реформа средней школы, по которой у читателей накопилось немало вопросов. Но разговор оказался гораздо шире. Читателей интересовало качество учебников, подвоз учеников к школам, зарплата преподавателей и т.д. Впрочем, обо всем по порядку. 

Шесть  или  семь? 

— Добрый день! «Прямая линия»? Вас беспокоит Тамара из Гродно. Моему ребенку 6 лет. Обязана ли я его отдать в школу в этом году? Или он может посещать сад? 

— Уважаемая Тамара, ваш ребенок принимается в школу на основании вашего заявления и при наличии медицинского заключения о его состоянии здоровья. Если вы считаете, что ребенок не готов к школе (прежде, чем принять такое решение, посоветуйтесь с врачом,  воспитателем дошкольного учреждения), примите решение в пользу ребенка. Он может пойти в школу и с 7 лет. Для таких детей в дошкольных учреждениях организуются старшие группы. 

— Чтобы получить официальное разрешение для «отсрочки», куда нужно обращаться? В местный отдел образования? 

— Вы должны обратиться в территориальный орган управления образования в Гродно и объяснить ситуацию. Силком шестилеток в школу загонять никто не должен. Если такие факты будут выявлены, мы вмешаемся и наведем порядок.  

— Добрый день, вас из Бобруйска беспокоят, Ирина Ильинична. Юрий Игоревич, подскажите, почему мы обязаны отдавать в школу ребенка в 6 лет? И почему единственный способ не делать этого — предоставить заключение врачебной комиссии? 

— Ирина Ильинична, такой вопрос на «прямой линии» у нас уже был. Повторюсь: вы не обязаны отдавать ребенка в школу с 6 лет. 

— Тогда подскажите, почему для поступления в 1-й класс малышу необходимо проходить тестирование? 

— Этого делать тоже не нужно. Это нарушение Закона «Об общем среднем образовании», в котором сказано, что прием детей в общеобразовательные учреждения осуществляется без вступительных испытаний. 

— Если позволите, у меня еще один вопрос. Хотелось бы понять, по какому  принципу идет распределение детей по классам. 

— Установленных нормативных требований к распределению детей по классам нет. Во всяком случае, они не распределяются по уровню интеллекта. Что касается наполняемости классов начальной школы, то в соответствии с Законом «Об общем среднем образовании» она составляет 20 человек. 

Как  добраться до  школы? 

— Добрый день, жительница Минского района вас беспокоит. Мои дети учатся в столичной школе и добираются до нее самостоятельно. Скажите пожалуйста, имеют ли они право на бесплатный проезд к школе? И кто мне может помочь в решении этого вопроса? 

— Как вы знаете, с 17 декабря 2007 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», который, в частности, отменил право учащихся на льготный проезд. Однако согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 года № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» такая помощь может быть адресной в виде ежемесячного и (или) единовременного социального пособия. 

— Я просто слышала, что в областных школах выдают проездные билеты… 

— Не исключено. Но с заявлением о назначении государственной адресной социальной помощи нужно обращаться не в школу, а в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. 

— Здравствуйте! Вам звонят из Воложинского района, деревня Довбени. Зовут меня Ирина Александровна. У меня двое детей, они учатся в седьмом и третьем классах СШ № 2 Воложина. В школу детей доставляют автобусом. В субботу после трех-четырех уроков им приходится ждать автобуса по два-три часа, поскольку он приходит с расчетом после шести уроков. Почему бы не поменять хотя бы субботнее расписание? В субботу и буфет в школе не работает, так что дети домой приезжают измученные и голодные. Кроме того, в школе почему-то в субботу ведутся уроки по таким предметам, как русский язык и литература, белорусский язык и литература, математика и т.п. Это нормально? 

— Уважаемая Ирина Александровна, спасибо за вопрос. Я сразу уточню: третьеклассники в субботу не учатся. Возможно, они посещают кружки, спортивные секции. А вот 7-е классы с повышенным изучением учебных предметов учатся. Что касается автобуса, он осуществляет 3 рейса, начиная подвоз детей домой сразу после 3-го урока. Поэтому ожидать второго рейса приходится не более получаса, и то только тем, кто не уехал после 3-го урока. 

А буфет в школе действительно некоторое время по причине увольнения работника не работал. Но сейчас он работает. Так что проблема решена. 

— Уважаемый Юрий Игоревич, беспокоят жители деревни Мозоли Солигорского района. Мы слышали, что у нас хотят закрывать среднюю школу и сад. Там на сегодняшний день – 33 и 15 детей соответственно. Планируют организовать подвоз в соседний Октябрьск. Но наша деревня большая, молодежь стала оставаться. Просим оставить объекты. И хотим прояснить ситуацию с закрытием школы до конца, поскольку собрание по этому поводу должно было быть, но отменилось... 

— Отвечу коротко: вопрос о закрытии общеобразовательного учреждения и детского сада в деревне Мозоли не рассматривался ни в райисполкоме, ни в Миноблисполкоме. Так что пускай ваши дети спокойно учатся. 

Золотая  середина 

— Галина Анатольевна из Слуцка вас беспокоит. Мой ребенок учится в 9-м математическом классе СШ № 12 г. Слуцка. Такая сложная программа у них! Уроки идут до 16.00, задаются дополнительные задания… Может, это потому, что пятидневку ввели? Все равно ребенку тяжело – времени на отдых нет совсем… 

— Уважаемая Галина Анатольевна, один 9-й класс с изучением математики и информатики на повышенном уровне в СШ № 12 был сформирован по желанию учащихся и их родителей. Обязательная максимальная нагрузка для учащихся такого класса — 33 учебных часа в неделю (32 учебных часа составляют уроки и один час – на курс по выбору). Режим работы класса – шестидневная учебная неделя. Учебные занятия начинаются в 8.00, седьмой урок заканчивается в 14.25. На сегодняшний день это соответствует всем требованиям санитарных норм. А без дополнительных заданий не бывает – вы же сами выбрали повышенный уровень обучения. 

— Добрый день, Ольга Алексеевна из Минска вас беспокоит. У меня вопрос такой. Мои внуки ходят в СШ № 30. Я слышала, что все школы учатся по пятидневке, а у моих детей и в субботу занятия. Почему? 

— Учебные планы школ, Ольга Алексеевна, разрабатываются Министерством образования и согласовываются с Министерством здравоохранения. В соответствии с СанПиН в классах с изучением учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровне, а также в гимназиях, лицеях, гимназических и лицейских классах обучение может осуществляться по 6-дневной учебной неделе по решению учредителя. Правда, ситуация в ближайшее время скорее всего изменится. Совместно с Минздравом обсуждается возможность обучения в режиме 5-дневной учебной недели во всех типах общеобразовательных учреждений и классах. 

— «Прямая линия»? Вас беспокоят родители школьников из Кобрина. Подскажите, правомерны  ли действия  директора школы: на протяжении 4 лет подряд ученики занимаются  во вторую смену. Найти  «золотую середину» с руководством школы не удается. Новый учебный год  в сентябре 2008 года, а это 9-й класс, не будет исключением. Просим пояснить. 

— В соответствии с СанПиН уроки во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30. Запрещается проведение уроков во вторую смену в первых, вторых и пятых, а также выпускных классах, лицеях, гимназиях, классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях. Если вы не подпадаете ни под одну из этих категорий, действия руководства школы вполне законны. Но вот через год, когда ваш ребенок пойдет в 10-й класс, он должен будет заниматься только в 1-ю смену. 

Учительский  вопрос 

— Добрый день, моя дочь работает учителем. В школе находится по 12 часов в сутки, огромная загруженность у нее. Преподает белорусский язык и литературу. Уходит рано утром и приходит поздно вечером, весь вечер проверяет тетради, пишет планы, готовится к следующим урокам... При этом за опоздание на работу на минуту-две (допустим, пришла не к 7.45, а к 7.47) пишет объяснительную. Такое поведение директора школы правомерно? 

— Школа – не секретный объект. Кроме того, урок ведь начинается не в 7.45, а в 8.00. Но, видимо, директор определил такую норму, чтобы педагоги встречали учеников, оценивали их внешний вид. Скажите, сколько дней в неделю работает ваша дочь? 

— Все, кроме среды и воскресенья. В субботу – уроки и воспитательные мероприятия. 

— А она работает не в классе с повышенным изучением предмета? 

— Нет. Но у нее классное руководство… 

 — Тогда понятно. Вы же понимаете, что классное руководство подразумевает проведение различных воспитательных мероприятий. А на это нужно время. 

— Я это понимаю. Но почему она должна в выходной день, когда родители детей дома, вести школьников, скажем, на каток, в театр? Когда ей заниматься своим ребенком? 

— Я хочу сказать, что Министерство образования не давало команды, чтобы учителя были загружены с утра до ночи. Это, как говорят, эффект исполнения. Думаю, вашей дочери нужно еще раз внимательно пересмотреть свое расписание на неделю и решить вопрос занятости с администрацией школы. Мы в свою очередь тоже обратим на это внимание и, видимо, подготовим рекомендации по оптимальной организации воспитательной работы. 

— Вас беспокоит директор столичной гимназии, Ананько  моя фамилия. Я по совместительству учитель русского языка и литературы. Скажите, почему моим преподавателям за проверку тетрадей доплачивают, а мне нет? Может, мне стоит передать эту обязанность им? 

— В соответствии с постановлением Министерства образования № 26 от 30 марта 2007 года руководители учреждений образования могут выполнять в рабочее время оплачиваемую преподавательскую работу по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов (9 часов). Оплата за проверку тетрадей осуществляется за счет часов, выделяемых на организацию дополнительного контроля. 

— Сергей из Бреста вас беспокоит. Здравствуйте. У меня такой вопрос. Моя жена работает мастером производственного обучения в Брестском лицее легкой промышленности. У нее оклад – 280 тысяч. Вы считаете, это нормально? Она бы, конечно, ушла, но очень любит свою работу и детей. Надо пересматривать вопросы оплаты педагогов! 

 С 1 ноября 2007 г. Совет Министров установил тарифную ставку первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета (в том числе и мастеров производственного обучения) в размере 70,0 тыс. рублей. Постановлением Министерства труда от 21 января 2000 г. № 6 предусмотрен порядок премирования. В соответствии с указанным постановлением рабочим, специалистам, служащим (в том числе и мастеру производственного обучения) может быть установлена доплата за увеличение объема выполняемых работ. Кроме того, в свободное от основной работы время мастер производственного обучения может выполнять работу на условиях совместительства. 

Министерство образования разделяет вашу озабоченность уровнем оплаты труда мастеров производственного обучения и постоянно ведет целенаправленную работу по разработке предложений по совершенствованию заработной платы работников учреждений образования. 

Дополнительную информацию вы можете получить в отделе труда и заработной платы, телефон 200-99-10. 

— Добрый день, Татьяна из Минска беспокоит. Скажите, почему нас так обидели, почему разделили преподавателей дошкольного и школьного обучения? Неужели мы работаем хуже? Почему нам сократили отпуск до 30 дней? В Беларуси, насколько я знаю, среди стран СНГ самый высокий показатель охвата малышей дошкольными учреждениями, неужели это не важно? Нет, конечно, мы не станем от этого работать хуже, но это обидно. 

— Важность дошкольного образования, уважаемая Татьяна, никто ни в коем случае не умаляет. Но вместе с отпусками у педагогов дошкольных учреждений сократится и нагрузка. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси от 21 декабря 2006 г. № 1701 «Об утверждении комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и по созданию сети организаций всех форм собственности, оказывающих населению услуги по уходу за детьми» в 2008 году будет подготовлен проект постановления о снижении продолжительности рабочей недели воспитателя с 36 до 30 часов. 

Так  когда  же  писать  «ў»? 

— Алла Ивановна вас беспокоит. Звоню из Минска. Удивляет изложение правил в учебниках, по которым учатся мои внуки. Например, в учебнике белорусского языка. Вот в каких случаях второклашкам рекомендуют писать «ў». «Гук «у» можна цягнуць доуга (жук, гук), калi гэты гук гучыць вельмi коратка, атрымоўваецца «ў». Не проще ли прежнее правило, которое гласит, что «ў» пишется после гласной? И еще. Не менее странный способ предлагает учебник русского языка по определению звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих... 

— Алла Ивановна, насколько я понимаю, речь идет об изучении белорусского языка в русскоязычной школе по учебнику «Беларуская мова», 2-й класс, авторов Т.Н. Волынец и др. Дело в том, что изучение «ў» разделено на несколько этапов. Сначала необходимо научить правильно произносить звук [ў] отдельно и в словах, показать отличие в произношении звуков [ў] и [у]. И то правило, которое вы приводите, относится как раз к этому разделу. Далее дети учатся писать букву «ў» и слова с ней. Обратите внимание на страницу 113 учебника, где есть знакомое вам правило: «Лiтара «ў» пiшацца пасля галосных лiтар у сярэдзiне i ў канцы слова...». 

— И еще у меня вопрос. Как вы считаете, зачем изучать таблицу умножения (так по новой программе) 2—3 года? Лично я ее как выучила в 1-м классе назубок, до сих пор не пользуюсь калькулятором. 

— В самом конце второго класса ребята только начинают ее изучение (умножение на 2; 3). В основном таблица умножения изучается в 3-м классе. 

Все ваши предложения, уважаемая Алла Ивановна, в том числе по поводу доступности изложения материала в учебниках будут рассмотрены авторами учебников. 

— Александрова Жанна из Минска вас беспокоит, мать двоих детей. Хочу обратиться к вам от имени многих родителей. Каждый год меняются программы, но учебники лучше не становятся. А может, вернуться к книгам советских времен? 

— За период реформирования общего среднего образования в республике впервые создана национальная система учебного книгоиздания. Кстати, мы тут – впереди многих стран СНГ. Нашим национальным институтом образования с 1999-го по 2007 год проводилась опытная проверка и научно-педагогическая экспертиза учебных пособий для общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения. Всего за это время издано около 1500 наименований учебной литературы общим тиражом 4,5 млрд. экземпляров. Возврат к учебникам советских времен невозможен.
А вот взять все лучшее, что там было, не просто возможно, а необходимо. 

— Недавно я стала свидетельницей одного «забавного случая». Мама одного из учеников 3-го класса отчитывала учительницу: «Как можно задавать на дом то, что дети еще не проходили. Где мне искать формулу нахождения периметра?» В итоге ни ребенок, ни мама так и не смогли найти периметр четырехугольника. Учительница растерялась и не нашлась, что ответить. Системы и последовательности в изучении предметов, увы, нет. И если дети во 2-м классе пару раз находили периметр, то к 3-му классу они уже забыли об этом, а в учебнике формул нет… Как ни печально, но не все родители даже в начальной школе могут помочь своим чадам, а что уж говорить о средней… 

— Тема «Периметр» изучается во втором классе. Учащиеся не «пару раз находили периметр», а в системе из урока в урок закрепляли данный материал. Так, в учебнике по математике (авторы Т.М.Чеботаревская, В.Л.Дрозд и А.А.Столяр, 2-й класс, II ч.) урок 74-й посвящен теме «Периметр», где четко написано, что это такое и как его находить. С целью закрепления нового материала в данном учебнике с 29-й по 117 страницу даются примеры, задачи, чертежи на нахождение периметра. Количество заданий дает основание сделать вывод, что закрепление материала осуществляется системно и позволяет учащимся достаточно прочно усвоить материал по теме. 

Что касается 3-го класса, в учебник нельзя вместить все правила предыдущего класса. Для этого на каждом уроке отводится время для повторения материала, который определяется учителем. Учительница должна была повторить в классе тему «Периметр», если предполагалось задать домашнее задание по данной теме. 

— Юрий Игоревич, тогда скажите, как могут дети выучить физику, если для понимания материала нужно знать математические формулы, которых они еще не проходили? 

— Вы не уточняете формулу, знание которой необходимо при изучении физики. Поэтому позвольте взглянуть на проблему с разных сторон. Учебной программой по математике в 5—10-м классах не предусмотрено изучение темы «Векторы» на базовом и повышенном уровне в силу ее специфики. В то же время физика оперирует как скалярными, так и векторными величинами. Поэтому изучение темы по физике «Основы кинематики» (9-й класс) начинается с изучения понятий скалярные и векторные величины, а также действий над векторами. Практика указывает на целесообразность такого подхода. 

Но есть и другие примеры. В отдельных учебных пособиях по математике для 9-го класса изучение тем «Подобные фигуры», «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» не согласовано со сроками прохождения темы «Световые явления» по физике. Для разрешения данной проблемы учителям математики рекомендовано изучать соответствующий геометрический материал в другой последовательности. 

— У меня еще вопрос. Считаю, на уроках музыки, труда, физкультуры дети должны получать удовольствие. На деле же — обратное. Не имея учебников по этим предметам, они должны сдавать мониторинг. Где брать ответы на эти вопросы? Да и зачем это надо? Недовольны как учителя, так и родители, не говоря уже о самих детях. Неужели в Министерстве образования считают, что дети мало загружены? 

— Такого не может быть. Республиканский мониторинг проводится по русскому и белорусскому языкам, математике, химии, физике. По музыке, трудовому обучению, физической культуре он не проводится. 

— Добрый день, звоню из Витебска. Меня зовут Алина. Скажите, предусматривает ли реформа образования устранение повторений? Часто одни и те же темы изучаются сразу на нескольких уроках. Зачем это? Вам не кажется, что это время можно было бы использовать с большей пользой для изучения чего-то другого? 

— Алина, спасибо за вопрос. Но хочу вам сказать, что школьные учебные предметы в принципе не могут быть изолированы друг от друга. Другое дело, если вы говорите о дублировании. Что касается межпредметных связей, мы над этим активно работаем. Например, анализ учебных программ по русскому (белорусскому) языку и литературному чтению (лiтаратурнаму чытанню) в начальной школе показал наличие дублирования материала по теме «Текст». В этой связи часть материала из программы по русскому (белорусскому) языку перенесена в программы по литературному чтению. Это дало возможность разгрузить программу для учащихся 2—4-го классов по русскому языку. В 5-м классе из программы по русской литературе исключен материал, связанный с народными обрядовыми песнями, библией, которые изучаются на уроках белорусской литературы. 

Дополнительная информация об использовании межпредметных связей, исключении дублирования учебного материала будет изложена в инструктивно-методических письмах по учебным предметам к началу 2008/2009 учебного года. 

12    это  много? 

— Добрый день, вам звонит Васильева Людмила Ивановна. Обращаюсь к вам от имени Совета ветеранов Ленинского р-на Минска. Во-первых, хочу поблагодарить за то, что поднимаете такие важные темы на страницах вашей газеты. Вместе с тем, с точки зрения врача, бабушки хочу высказать свое мнение: 12 лет для школы – это очень много… 

— Благодарю и вас, Людмила Ивановна, за внимание к этому вопросу. Но хочу, чтобы вы понимали: если мы хотим внедрить в процесс обучения здоровьесберегающие технологии, сократить учебные нагрузки, 12-летка необходима. Сроки обучения, структура и содержание образования 11-летней средней школы с 6-дневной учебной неделей этого не позволяли. Зачастую страдал качественный уровень общеобразовательной подготовки, выпускники не были защищены на рынке труда. 

После изучения сложившейся ситуации и обсуждения с общественностью путей повышения качества образования и подготовки специалистов более высокого уровня для отраслей экономики главой государства в 1996 году принято решение о проведении в Беларуси реформы общеобразовательной школы. 12-й год обучения – это те субботы, которые изъяты из шеститидневки 11-летней школы. Благодаря этому шестой день учебы может быть посвящен только воспитательной работе, спортивно-оздоровительным мероприятиям. 

— Леонид Степанович меня зовут, звоню из Минска. У меня вот какая просьба. В последнее время в средствах массовой информации, в том числе и на телевидении, обсуждаются вопросы реформирования средней школы. Хотелось бы услышать мнение профессионала. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter