Уже 86 лет из стен Республиканской гимназии-колледжа при академии музыки выходят артисты, чья судьба — стать творческой элитой нашей страны. Будущих звезд отечественной и мировой музыки здесь готовят с 1935 года — для каждого классического музыканта учеба в этих классах становится одним из важнейших этапов в жизни. Композиторы Сергей Кортес и Игорь Лученок, пианист Игорь Оловников и народная артистка Ядвига Поплавская, художественный руководитель филармонии Юрий Гильдюк и ректор академии музыки профессор Екатерина Дулова — список известных выпускников бесконечен. Но помимо великого прошлого у гимназии-колледжа достаточно поводов для гордости и в настоящем. На днях ее ученики привезли 13 (!) наград с XVIII Международного детского конкурса «Музыка надежды». Параллельно исполнительское мастерство ребят оценили в России. На пятнадцатых молодежных Дельфийских играх государств — участников СНГ наши молодые музыканты завоевали еще 5 премий. Каждому пришлось пройти строжайший конкурсный отбор.
Таланты на подбор
Эти конкурсы, уверены педагоги, могут не только принести молодому музыканту победу, но и сделать его открытием. А еще это всегда начало яркой творческой карьеры для исполнителей классической музыки. Впрочем, 12-летнего Федора Громова представлять никому особо не нужно. Юного гобоиста страна полюбила еще в проекте телеканала ОНТ «Талент краiны».И на «Музыке надежды», и на Дельфийских играх Федор стал лауреатом I степени. Хороший результат, казалось бы, но парень категоричен — можно было лучше:
— В семье все играют на скрипке, а мне хотелось разнообразия. Пришел на прослушивание, думал пойти на виолончель, но в тот день дежурным педагогом оказался Сергей Михайлович Тумаркин. Он уговорил попробовать гобой.
Сергей Тумаркин — личность в среде музыкантов известная. Своими детьми, как он называет воспитанников, гордится так, как гордятся семьей. На «Музыке надежды» его гобоисты были в ударе: Гран-при, два диплома первой и один второй степени. Итого четыре награды — внушительный урожай. Замечаний, признается Сергей Михайлович, у него всегда хватает, но свою работу и своих учеников он искренне любит, а это важно для того, чтобы что-то получалось:
— Как говорил Суворов: «Тяжело в учении — легко в бою». За две недели до конкурса у детей было все: и нервы, и слезы… Я прогнозировал дипломы и, возможно, какое-то место, но все сложилось так, чтобы Соня выиграла.
Соня — это семиклассница София Крят, обладательница Гран-при конкурса. За программу первого тура, рассказывает, не волновалась: уже играла ее на конкурсе в Москве. Со вторым туром оказалось сложнее. Но все получилось, в номинации «Деревянные духовые инструменты» Софию назвали лучшей.
София Крят. |
София Вашкевич. |
— Занимаюсь музыкой с 4 лет. Чувствую, это то, с чем готова связать жизнь. Первый раз участвовала в «Музыке надежды» в 2018 году, завоевала третью премию. Сейчас вернулась, чтобы взять реванш. Готовилась долго и упорно, и это дало результаты. Сейчас в планах репетиции с оркестром в филармонии. Ни разу не играла в Большом зале, так что немного волнуюсь.
Скрипичный класс
У шестиклассницы Яны Вайтехович запрос в будущее, признается, уже давно сформирован. Мечтает, чтобы ее скрипка прозвучала однажды в «Карнеги-холле» — крупнейшем концертном зале Нью-Йорка и одной из самых престижных в мире площадок для исполнения классической музыки. К международному признанию Яна уже на пути. Исполнение «Танца смерти» белорусского скрипача Михаила Ельского и «Каприса № 16» Никколо Паганини принесло ей первую премию прошедших молодежных Дельфийских игр. Одно только расстроило артистку:Яна Вайтехович.
— В этом году конкурс должен был пройти в Перми, я очень хотела поехать. Но из-за коронавирусной ситуации решено было все провести онлайн. Хотя так гораздо сложнее. Выступить вживую, мне кажется, проще, чем сделать хорошую запись.
Главный итог Международного детского конкурса «Музыка надежды» — появление новых ярких имен.Елена Мальцева, педагог Яны и еще одного лауреата Дельфийских игр скрипача Никона Мазоля, подтверждает, что главное на конкурсе — это эмоции и глаза музыкантов:
Елена Мальцева.
— Надеюсь, онлайн-формат не станет привычным и постоянным. Музыку все-таки нужно слушать вживую, видеть музыкантов на сцене. Победа Яны и Никона стала для нас неожиданностью, до этого наши скрипачи наград с Дельфийских игр не привозили. Сейчас готовимся на конкурс Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, который пройдет в марте.
Сегодня Республиканская гимназия-колледж при академии музыки — центральное, самое серьезное в стране учреждение, воспитывающее будущих звезд академической сцены.Высочайший уровень отечественного музыкального образования никогда не вызывал сомнений. Так, как учат в гимназии-колледже, не учат больше нигде — каждый ученик имеет индивидуальную учебную программу. И все это дает результат: совсем скоро выпускники будут покорять лучшие мировые сцены. Кто-то наверняка продолжит учебу в Московской консерватории им. П. Чайковского. «Не обидно отпускать?» — интересуемся у Елены Мальцевой.
Никон Мазоль.
— Это неизбежно. Дети, когда вырастают, ведь тоже покидают родительский дом. Конечно, я была бы счастлива видеть своих учеников в своем же классе в академии музыки, но, если они выберут Москву, Санкт-Петербург или что-то еще, все равно буду рада. Я очень люблю свою страну, с удовольствием здесь живу и работаю. И хотела бы, чтобы здесь с таким же удовольствием оставались и работали мои ученики. Но современные дети другие, они очень целеустремленные, им все нужно по максимуму. При этом в них нет ни капли звездности, они действительно много работают, поэтому и награды получают соответствующие. Пусть у них все сложится и они еще не раз прославят Беларусь.
leonovich@sb.by