— Мужа хорошего не надо, — смеется женщина за рулем. — Уже имеется, вон сзади сидит, а денег нагадайте!
Щедровщики начинают обходить хаты. Хозяева ХХI века открывать незнакомцам побаиваются, потому сплясать и спеть получается не в каждом дворе. А вот Раиса Козлова перед гостями ворота распахивает с радостью. На хозяйке традиционный строй, а дом убран красочными рушниками. Их Раиса Тимофеевна вышивает с 12 лет. Общее количество работ — несколько сотен, большая часть раздарена на праздники родным и близким.
Несколько песен и прибауток — только начало действа. В круг выходит обязательный участник представления — Коза, девушка в вывернутом кожухе. Ей внезапно «становится плохо», поднять на ноги могут только щедрые угощения — сало, капуста, конфеты. Награду — танцы и пожелания хорошего урожая — пропевают щедровщики:
— Где Коза ногой, там жито копой!
Обязательные герои праздника — Цыган и Медведь. Художник-оформитель Дома культуры с ролью косолапого справляется на ура. И пародирует хозяйку дома, и танцует, как «иностранец на дискотеке». Тимофеевна с радостью сыплет в мешок щедровщиков угощения:
— Было бы здоровье, сама бы пошла с вами по хатам! Щедры — это было любимое занятие с детства.
Каждый год Раиса Козлова обходила весь город с песнями, собирая мешки подарков. Все хозяева знали активную участницу праздника, открывали двери и ждали гостью. Давали сало, хлеб, колбасу. Вспоминает: «Если в хате девочка, пели так: «А ясна-красна ў лузе каліна, Святы вечар. А яшчэ красней Лілечкі ў таткі, Святы вечар». А если мальчик, то другую: «А там Вовачка конейка паіў, Святы вечар...»
Солнце постепенно заходит, но щедровщики продолжают радовать песнями и представлениями жителей города. К концу праздника развязывают мешок с подарками. Поровну делятся заботливо приготовленные буда-кошелевскими хозяйками деликатесы и несколько килограммов конфет. Но самое главное, у каждого в душе остается ощущение праздника и добра, щедро отданного в новом году.
valchenko@sb.by