Интернет-гигантов атакуют и справа, и слева

Где границы порядочности?

Руководители Twitter, Facebook и Google только что в очередной раз были вызваны на виртуальный ковер в американский сенат. Виртуальный — потому что в онлайн-режиме, так теперь принято. Газета «Вашингтон пост» сравнила эти слушания с публичным судебным разбирательством, где ответчиками выступили соответственно Джек Дорси, Марк Цукерберг и Сундар Пичаи.


Разбирательство опять же не первое, но на этот раз главная тема — 230-й пункт американского закона о «порядочности в коммуникациях». Именно он сейчас защищает интернет-компании от ответственности за контент, который размещают пользователи, и именно его пытается отменить Дональд Трамп с тех пор, как Twitter начал помечать его твиты как спорные. Дескать, теперь соцсеть действует как СМИ со своей редакционной политикой и вся выстроенная система не работает. Но поправки в закон, определяющие жизнь интернета с его ранних дней, не пропустил конгресс.

Так что акт все еще действует. И вот теперь сенаторы заинтересовались тем, как IT-гиганты борются с фейковыми новостями и модерируют контент, в частности, как реагировали на публикации в американской прессе нелицеприятных подробностей относительно бизнес-практик сына Джо Байдена, конкурента Трампа в предвыборной гонке.

Как отмечают сегодня СМИ, в результате слушаний Facebook, Google и Twitter столкнулись с удивительно противоречивым давлением со стороны сенаторов. Демократы утверждали, что технологические компании должны более агрессивно модерировать контент на своих сайтах и сервисах. В то же время республиканцы обвиняли Цукерберга, Сундара Пичаи из Google и Джека Дорси из Twitter в том, что они намеренно подвергают цензуре консерваторов, включая президента Трампа, и заявляли, что технологические компании должны меньше модерировать политические высказывания.

«Тот факт, что обе стороны критикуют нас, не означает, что мы все делаем правильно, но это означает, что существуют реальные разногласия по поводу того, где должны быть пределы онлайн-речи», — сказал на это Цукерберг.

В ходе четырехчасовых слушаний стало известно, что Facebook ежегодно тратит на модерацию контента около трех млрд долларов, Google чуть больше — четыре млрд. Джек Дорси не рассказал, сколько компания тратит на модераторов, однако отмечается, что у Twitter их всего 1000, тогда как у Facebook и Google 35 000 и 10 000 соответственно.


Понятно, что нынешние разбирательства проходят на фоне президентской избирательной кампании в США и не могут обойтись без воспоминаний о якобы имевшем место распространении дезинформации в ходе прошлых выборов. Тогда обвинения в адрес технологических компаний привели к тому, что они пообещали активнее бороться с вмешательством в выборы и распространением фейков. В сентябре Facebook, Google, Twitter, Reddit, Microsoft, Verizon, Pinterest, LinkedIn и Wikimedia Foundation опубликовали совместную декларацию о борьбе с попытками повлиять на выборы в США. Тогда же компании заявили о намерении предоставлять информацию о выборах в режиме реального времени, бороться с попытками помешать избирательному процессу, а также предотвращать кибератаки на структуры, связанные с избирательным процессом. А сейчас они всего лишь пообещали сделать систему модерации контента на своих платформах более прозрачной...

К СВЕДЕНИЮ

В конце июля главы Amazon, Facebook, Apple и Google более пяти часов отвечали на вопросы конгрессменов на слушаниях юридического комитета конгресса США. Главы технологических гигантов отвечали на вопросы, связанные с расследованием об использовании ими неконкурентных практик. Расследование комитета показало, что эти компании злоупотребляют своей властью.

КОНТЕКСТ

На прошлой неделе министерство юстиции США подало иск против компании Google в окружной суд округа Колумбия. IT-гиганта обвинили в злоупотреблении особенным положением в сфере поисковой рекламы и интернет-поиска. Предполагается, что корпорация ограничивает конкуренцию с помощью эксклюзивных деловых контрактов и соглашений: к примеру, заключает сделки с операторами и другими производителями мобильных телефонов, требуя от них установить поисковую систему Google по умолчанию. Такие предустановки гарантировали ей доминирующую роль на рынке поиска. Всего в США на долю Google Chrome приходится 81 процент поисковых запросов с компьютеров и 91 процент — с мобильных устройств. Безусловно, этот судебный процесс, скорее всего, затянется на годы, но он вполне может спровоцировать серию других антимонопольных разбирательств со стороны генпрокуроров штатов. Известно, что почти 40 штатов, в том числе Нью-Йорк и Техас, параллельно провели собственные расследования: предполагается, что некоторые подадут отдельные жалобы на контроль компании над технологиями для онлайн-рекламы. 11 прокуроров уже подписались в поддержку федерального иска, то есть его поддержали сразу больше десятка штатов.

«Два десятилетия назад Google стал любимцем Кремниевой долины как скромный стартап с инновационным поиском в развивающемся интернете. Этого Google давно нет. Сегодняшний Google — это монопольный страж интернета и одна из самых богатых компаний в мире», — сообщается во введении к иску.

Любовь БАЛАШОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter