Где эта улица? Где этот дом?

«Бермудские треугольники» наших городов
«Бермудские треугольники» наших городов

Всем знакома ситуация — в поисках нужного адреса по улицам мегаполиса или даже районного центра можно плутать очень долго. Порядок, в котором домам присвоили номера, порой не поддается никаким законам логики.

— Как может человек, плохо ориентирующийся в городе, найти здесь 71–й или 75–й дом?! — возмущается таксист Сергей.

Мы едем по улице Лобанка, по правую сторону мелькают номера 60, 62, по левую — 13... Все! Следующие здания стоят уже по Горецкого.

— Для того чтобы добраться до 75–го дома, надо повернуть направо, проехать сто метров по Мазурова, повернуть налево, и мы вновь окажемся на Лобанка! — Сергей от возмущения даже останавливает такси. — Таких несуразиц в Минске полно. Молодые таксисты порой полчаса кружат по району, выискивая нужный дом, да и люди «откатавшие» не один десяток лет, бывает, попадают впросак... Как будто ездим партизанскими тропами!

К примеру, по улице Ваупшасова по левой стороне дома идут в следующей последовательности: 23, 17, 19, 21, 25, 15/2, 15, 29... Это нормально? Рядом находится еще одна «аномальная зона» — улица Солтыса. Вначале она ведет себя вполне предсказуемо — с правой ее стороны нумерация домов четная, слева — нечетная. Но потом она почему–то становится нечетная и по правую, и по левую сторону.

В длинном списке «партизанских троп» Минска заслуженно лидирует улица Кедышко. Проезжая по ней, можно заметить, что практически все строения на участке микрорайона Восток относятся к улицам Славинского, Калиновского или к проспекту Независимости. Еще одна проблема — «двойные» магистрали. К примеру, Гамарника разделена на четные и нечетные стороны длинным парком шириной 150 метров, а Могилевскую «раздвоили» жилые дома! Одна дорога, современная, идет вдоль микрорайона, а старая тянется между железнодорожным полотном и частным сектором.

А еще в мегаполисе есть «двуликие» улицы. К примеру, многоэтажные дома по левой стороне Ольшевского ей же и принадлежат, а небольшие коттеджи справа значатся как стоящие на 1–й Радиаторной. Так же слились Даумана — Червякова. Немало зданий, значительно удаленных от места, где их по логике стоит искать. Дом ребенка по адресу: Одинцова, 63/2 находится от нее более чем в километре. Существует в городе и улица одного дома. Это переулок Димитрова, умело спрятанный планировщиками внутри небольшого квартала. Под номером 11 здесь значится всего один объект — Минская обойная фабрика.

Список можно продолжать до бесконечности. Но откуда пошла такая неразбериха? Представляете, как искать улицу и дом «скорой», пожарным, милиции, когда каждая секунда на счету?

— Большинство из приведенных несуразиц возникли еще до того, как была официально введена система нумерации домов в 1991 году, — рассказывает заместитель директора по производству Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Андрей Шуманский. — К примеру, вселяется какая–либо организация или предприятие в новое здание и присваивает дому номер самолично — тот, который понравится. Этот же номер вносится во все учредительные документы как юридический адрес и т.д. Какое–то время таким хитрецам даже шли навстречу и оставляли за зданием выбранный номер. После, конечно, это прекратилось. Но и нынешняя система нумерации домов, которой мы пользуемся, далека от совершенства. Хотя бы потому, что одним и тем же делом занимаются три организации: проектные институты присваивают домам «рабочие» номера, комиссия по наименованию и переименованию улиц и площадей Мингорисполкома придумывает дорогам названия, наши номера указываются на фасадах строений. Кстати, уже сейчас в Совете Министров готовится постановление об утверждении положения «О порядке присвоения, изменения и прекращения существования адресов...», которое станет обязательной инструкцией для городов Беларуси. Этот документ предусматривает все: от структуры адреса (что надо вначале писать на письме — город или страну?) до четкой системы «прописки» каждого дома.

Думаю, тогда путаницы на городских улицах станет меньше. А как быть с номерами уже существующих «неправильных» домов? Специалисты говорят: править, увы, уже поздно. В первую очередь возмутятся сами жильцы. Представляете, сколько им документов придется переделывать в связи с такими «усовершенствованиями»? Менять штамп о прописке, технический паспорт квартиры и многое другое... Проще Бермуды изучить.

Компетентное мнение

Тамара Климова, ответственный дежурный врач оперативного отдела службы скорой помощи Минска:

— На сегодняшний день особой путаницы с номерами домов у наших водителей нет. Они же профессионалы — знают город как свои пять пальцев. Но существует другая сложность: в темноте можно и не увидеть вывеску, обозначающую улицу или номер дома. Особенно когда она маленькая. Хотя эта проблема уже практически решена в новых микрорайонах Юго–Запад, Серебрянка и Лошица, где вывески большие. А вообще, в крупных городах в «сложных» местах обычно выставляют дополнительные информационные щиты, на которых указывается, где какая улица начинается, где на нее надо повернуть. Не мешало бы такие стенды почаще ставить и у нас.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter