Где деньги лежат

Вчера Президент посетил центральное хранилище Национального банка
Вчера Президент посетил центральное хранилище Национального банка

Знаете, ощущение, которое испытываешь, стоя у бронированной витрины с россыпью на черном бархате алмазов и бриллиантов на 25 млн. евро, передать сложно. Красотища? Да! Свет, преломляясь в гранях каменей, распадается на мириады разноцветных бликов, рисуя неповторимую картину при малейшей смене угла зрения. А вот чувства, что рядом с тобой сокровище, несметное богатство, поверьте, нет. И держа в руках 12–килограммовый золотой слиток, я почувствовал только его тяжесть. Не более того. Здесь, в центральном хранилище Нацбанка, ценности как бы меняют свою сущность.

— А сколько за смену денег пересчитываете? — интересуюсь у дамы, ловко перебирающей стодолларовые купюры.

— Секрет.

— Но трудно, наверное, каждые день иметь дело с таким количеством денег?

— Деньги у меня в кошельке. А это — не деньги. Работа.

...Прибывшему в новое здание центрального хранилища Президенту о накоплении золотовалютных резервов докладывал Председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович. Трудно поверить, что еще в 1998 году, после приснопамятного кризиса, наши резервы были в минусе. В свое время Александр Лукашенко образно говорил, что, посетив хранилище впервые, обнаружил там лишь мертвую мышь. Нынче об этом можно вспомнить лишь как о грустном анекдоте. Только за прошлый год формируемый Нацбанком золотой запас вырос с эквивалента 20,19 тонны до 25,02. На начало 2011 года ставится задача положить в кладовые не менее 32 тонн золотого эквивалента.

Впрочем, «положить» — понятие условное. В хранилище размещено не более четверти запаса. Остальное вложено в высоконадежные иностранные банки и приносит дивиденды. И потом, драгметаллы и каменья — лишь часть государственной «заначки». А общая ее сумма значительно превышает полтора миллиарда долларов. Причем на начало прошлого года международные резервные активы равнялись 1 млрд. 46 млн. 800 тысячам долларов. Прирост более чем внушительный.

— И это только по Нацбанку, — заметил по ходу доклада Президент. — Если посчитать по всем источникам, запас будет не меньше 3 млрд. долларов.

Иными словами, эквивалент стоимости двухмесячного белорусского импорта. Еще немного — и будет выполнен норматив МВФ, рекомендующий иметь золотовалютные резервы, равные квартальной цене импорта. Петр Прокопович сказал, что это вполне посильная задача. Темпы прироста резервов позволяют говорить об этом с полной уверенностью. И тут Александр Лукашенко неожиданно подошел к журналистам.

— Вот спрашивают, бывает, у меня: сколько Лукашенко будет у власти? (Пишущая и снимающая братия засуетилась, почуяв интересное заявление.) Будем, Петр Петрович, с тобой у власти, — заметил Президент, — пока не создадим золотой запас 100 тонн и миллиардов 10 долларов валютного. Тогда спокойно передадим...

Оценка, согласитесь, логичная. С таким «фундаментом» Беларусь уже не развалить. И мысль эта созвучна с недавним признанием Александра Лукашенко, что он мечтает поднять государство до такого уровня, с которого любой пришедший впоследствии политик просто не будет иметь возможности повернуть его вспять.

И еще — о резервах. Кто–то спросит: зачем вообще нужны эти богатства в сундуках? Лучше бы вкладывать их в развитие экономики. Но здесь, повторюсь, основная часть запаса и так работает, принося доход. А весь он — наша страховка от роста цен, от падения курса рубля, от негативных последствий внешних потрясений вроде российского «черного» вторника... Вот приведу свежайший и очень показательный пример. Буквально вчера один из ведущих банков США BNP Paribus впервые за всю историю существования нашей национальной валюты объявил о проведении операций с белорусским рублем на американском межбанковском валютном рынке. Предлагаемый курс за доллар — 2.152 — 2.153 белорусских рубля на покупку и продажу соответственно, что вполне сопоставимо с котировками у нас в стране. Знаете, деньгами, подкрепленными лишь, простите, дохлыми мышами, на международных рынках не торгуют. Впрочем, это эмоции. А чистая прагматика в том, что торговля нашим рублем в Америке — это еще одна увесистая гиря на чашу весов национальной гордости и авторитета. Политики оригинальных словесных жанров с их двойными, а то и тройными стандартами все чаще теряются на заднем плане. А на авансцену выходит чистая экономика с ее объективными и непререкаемыми законами. Вот вам и резервы...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter