Где деньги?

Финансовые потоки идут мимо госбюджета

Финансовые потоки идут мимо госбюджета


На серию материалов о распродаже площадей минских предприятий («Куда кривая вывезет?», 26 августа с.г., «Кому это надо?», 29 августа, «Коллекция модной недвижимости. Оптом и в розницу», 24 сентября) отреагировали высокопоставленные должностные лица. Недавно редакция получила еще два письма — от заместителя министра промышленности Л.Г.Сивчик и председателя хозяйственного суда Минска И.Н.Ждановича. В них — просьба уточнить некоторые формулировки, прозвучавшие в предыдущих официальных откликах.


«Здание корпуса № 9 по пр–ту Независимости, 58 в г. Минске площадью 5.424 кв. м, являющееся собственностью ОАО «Минский приборостроительный завод», арестовано на основании постановления инспекции Министерства по налогам и сборам по Советскому району г.Минска от 10 августа 2006 г.».


«Указанное здание было продано 31 января 2007 года на открытом аукционе иностранному обществу с ограниченной ответственностью «Манолиум–Процессинг».


Принимаем эти уточнения к сведению. Но одновременно надеемся получить от министерств и ведомств ответы по существу на следующие вопросы.


Первый. Насколько прозрачна у нас процедура аукционов?


Не превращаются ли порой торги имуществом предприятий в «междусобойчики» с заранее расписанным сценарием? Разумеется, нет оснований сомневаться в том, что продажа площадей Минского приборостроительного завода, так же как и ряда других столичных предприятий, проводилась с соблюдением всех юридических формальностей. И тем не менее сложно поверить, что 600 — 700 долларов за метр — рыночная стоимость административно–производственных комплексов в центре Минска. Несложный подсчет показывает, что рыночная цена площадей что-то около 12—15 млн. долларов, а получило за них государство... «в районе» 4 млн. долларов. Не настаиваем на полной точности этих цифр до цента. Но уверены — площади продали за бесценок, кто-то поимел на этом целое состояние. Кто?..


С собственностью предприятий безобразия происходят не только в Минске. Уголовное дело возбуждено на днях оперативниками УКГБ по Гомельской области (см. «СБ» за 18 октября). 120 квадратных метров магазина обанкротившейся фирмы, по версии оперативников, должны были уйти с молотка всего за 100 миллионов рублей. Неофициальная, «чемоданная» часть цены составила 160 тысяч долларов. Итого — 1.750 долларов за метр! И это в Гомеле, а не в центре Минска!


Все эти соображения не стоит понимать как призыв к тотальному пересмотру итогов аукционов и экспроприации имущества. Такие меры могут отпугнуть потенциального инвестора! Речь о другом. Необходима максимальная прозрачность и контролируемость сделок с активами предприятий! Особенно сейчас, когда на подходе реализация планов приватизации объектов госсобственности.


Второй вопрос. Почему не создан банк данных об имеющихся на предприятиях свободных площадях?


Какая реально территория нужна сегодня Минскому приборостроительному заводу, Минскому часовому заводу, «Белграну», другим предприятиям, имеющим корпуса циклопических размеров? Сколько всего метров они бы могли сдавать в аренду или продать? Кто сегодня владеет такими данными? А ведь они очень важны! Если одни заводы у нас «страдают» от избытка площадей, то другим, как, например, «Амкодору», МАЗу, МТЗ, необходимо расширяться — этого требует рынок. На этом противоречии играют ловкачи, которых поддерживают некоторые государственные служащие.


Единая информационная система о цехах и административных зданиях, которые, выражаясь юридическим языком, могут быть отчуждены, позволяла бы удовлетворять спрос одних и предложение других оперативнее, прозрачнее и с большим экономическим эффектом. Когда она появится? Иначе заводские корпуса будут на «законных» основаниях уходить к жуликам, а потом будут перепроданы по бешеным ценам.


Третий. Почему перед покупателями заводских площадей не ставится четких условий, что и в какой срок они должны сделать на выкупленной территории?


Фирма, которая приобрела центральную часть Минского приборостроительного завода, намерена построить бизнес–центр. Планируется, что в нем разместятся офисы двух–трех крупных компаний. Что, помимо налогов в бюджет, получит от этого проекта государство и экономика? Где здесь новые рабочие места, прорывные технологии, реальные инвестиции? Их не видно. Бизнес–центр, который вырастет на месте заводского корпуса, будет работать исключительно на портмоне его собственника. Хотя это еще не худший вариант. Ведь покупатель 5.424 «квадратов» Минского приборостроительного завода мог бы элементарно перепродать их с хорошей прибылью. Неужели планы «инвесторов», приходящих под крышу наших предприятий, никому не интересны?


И наконец. Каково участие государственных органов в судьбе подведомственных им заводов и комбинатов?


Во время подготовки материала от представителей Министерства промышленности не раз приходилось слышать реплику: «Какое отношение министерство имеет к недвижимости Минского приборостроительного завода? Это предприятие в форме ОАО, то есть фактически частной собственности, и оно действует на основании устава». Мои доводы о том, что больше 90 процентов акций завода — собственность Минпрома, не сказать чтобы были восприняты. Что ж... Коль распродажа заводского имущества мало волнует его «куратора», может, стоит продать акции другому собственнику, по–настоящему болеющему за дело?


Ответы на поставленные вопросы могли бы прояснить многое, и не только в судьбе растаскиваемого на глазах бывшего завода им. Ленина. Заканчиваем статью многоточием...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter