Где больше азота: вверху или внизу?

В Витебской области в отличие от других регионов республики пахотные земли представлены преимущественно суглинками. Значительные их площади в той или иной степени переувлажнены. Автоморфные пахотные почвы (не требующие осушения) занимают в области лишь 34 проц., тогда как в Минской, Могилевской и Гродненской их 52—66 проц. Избыточное увлажнение и связанные с ним явления в отдельные годы лишает область порядка 1 млн. тонн кормовых единиц растениеводческой продукции.

Земледелие на склоновых землях — дело тонкое.

В Витебской области в отличие от других регионов республики пахотные земли представлены преимущественно суглинками. Значительные их площади в той или иной степени переувлажнены. Автоморфные пахотные почвы (не требующие осушения) занимают в области лишь 34 проц., тогда как в Минской, Могилевской и Гродненской их 52—66 проц. Избыточное увлажнение и связанные с ним явления в отдельные годы лишает область порядка 1 млн. тонн кормовых единиц растениеводческой продукции.

Кроме того, пересеченность рельефа способствует развитию эрозионных процессов. В итоге с верхней части склона ежегодно смываются тонны самого плодородного верхнего слоя почвы, а с ними «уплывают» гумус и элементы питания растений. А ведь даже потеря 50 кг/га гумуса (это не предел при современном использовании почв) эквивалентна 10 долларам. Именно такие средства нужно затратить, чтобы восстановить его запасы за счет внесения навоза.

Наличие больших площадей эродированных, завалуненных пахотных земель и мелкоконтурность являются осложняющими факторами сельскохозяйственного производства. В этих условиях мелиорация земель приобретает в Витебской области особое значение для интенсификации земледелия. Не меньшее значение имеет и окультуривание почв (ликвидация мелкоконтурности и бессточных понижений с вымочками культур, повышение доз органических удобрений, оптимизация минерального питания растений и водно-физических свойств почв), чему в последнее время в области уделяется больше внимания.

Вместе с тем наличие склоновых земель в ряде случаев приводит к тому, что на пониженных элементах рельефа растения страдают от переувлажнения, а на повышенных — от недостатка влаги. Это осложняет работу дренажа и требует дополнительных агромелиоративных мероприятий и адаптивного размещения культур по площади: на нижней части склона предпочтительны многолетние влаголюбивые травы, на относительно повышенной — зерновые, рапс, зернобобовые, клевер луговой и люцерна, однолетние травы.

Насколько это важно выдерживать на практике? Тут можно сослаться на результаты наших исследований на Витебской опытно-мелиоративной станции (ВОМС). Например, в прошлом (относительно засушливом) году на фоне фосфорных и калийных удобрений люцерна за три укоса обеспечила сбор сухой массы 113 ц и сырого протеина — 20 ц/га. Чтобы получить такой урожай злаковых трав, пришлось бы затратить не менее 240 кг минерального азота, или свыше 0,5 млн. рублей. Попытка же возделывания люцерны у подножия склона успеха не имела из-за повышенной влажности почвы, чего нельзя сказать о двукисточнике тростниковом или клевере гибридном. Еще устойчивее к переувлажнению бекмания обыкновенная, что убедительно доказано полевыми опытами Института мелиорации. Кстати, на ВОМС стали заниматься семеноводством и этого вида трав, не говоря уже о клевере гибридном. Есть и другие ограничения при использовании склоновых земель. В частности, необходимо объявить «мораторий» на возделывание пропашных культур на землях с уклоном поверхности 3—5 градусов и более. Требуется существенно ограничить их площадь и на участках с менее выраженным рельефом. В противном случае невозможно избежать интенсивного смыва плодородного слоя почвы в результате водной эрозии.

При регулировании пищевого режима следует иметь в виду, что на верхних элементах рельефа почва, как правило, содержит меньше усвояемого азота растениями, что обусловлено слабой ее обеспеченностью гумусом. В нижней части склона, наоборот, иногда в дефиците подвижный фосфор и калий. В определенной мере это объясняется тем, что в прежние годы сюда из-за переувлажнения не всегда могли добраться тракторы с разбрасывателями удобрений. В настоящее время ситуация улучшается там, где для внесения туков используются машины типа «Роса», отличающиеся низким давлением на почву и высокой проходимостью по полю. Здесь напрашивается такой вывод: минерального азота и органических удобрений должно попадать на верх склона на 15—20 проц. больше, чем на нижнюю его часть.

Однако выровнять плодородие почв по элементам рельефа только за счет дифференцированного использования удобрений не всегда удается, поскольку требуется оптимизировать и водный режим. Поэтому нашим институтом разработан, а в 2009 году утвержден Минсельхозпродом технологический регламент по применению агромелиоративных приемов для влагонакопления на верхних элементах рельефа. Показано, что в полевых опытах щелевание почв позволило дополнительно накопить 200—300 м куб./га воды, что способствовало повышению продуктивности возделываемых культур. При этом получена прибавка урожайности ячменя 7,8 ц, яровой пшеницы 5,9 ц/га. Так что такой прием необходимо шире применять в производственных условиях, поскольку затраты на его выполнение окупаются прибавкой урожая при уровне рентабельности не менее 15 проц.

Имеет свои особенности и основная обработка почвы. На таких землях она должна быть щадящей: если вспашка, то поперек склона, да и то безотвальная, а еще лучше — чизелевание.

Петр ТИВО, главный научный сотрудник РУП «Институт мелиорации», доктор сельскохозяйственных наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter