Народный календарь: 8 – 14 марта 2021 года

Где блины, тут и мы

Масленица у белорусов, помимо общего для восточных славян названия, сохранила и древнее — «Сырнiца». Сыр в наших традициях — сакральный продукт. В давние времена праздновалась на протяжении трех недель, но по причине необыкновенного разгула народа была сокращена. До середины ХV века Масленица совпадала по времени с Новым годом.


В странах Западной Европы Масленице соответствуют Масопуст, Запуст, Фашинг и Карнавал. Само название праздника связано с тем, что именно в это время в хозяйствах идет отел и окот коров и овец. Увеличивается «статак», а он определял «маёмасны стан» общины.  

В масленичное время появляется новое молоко у коров, после долгого перерыва начинают нестись куры. Праздник встречают тем, на что богат стол, а значит — изобилием молочных продуктов. Про жирность и качество их сказано так: «Смятану знiмаюць, ложкi ламаюць». «Гаспадынi» пекли как минимум по двадцать блинов на каждого члена семьи. Первый из блинов оставляли на окошке «для продкаў». 

«Маканiна» для блинов была такой: на сковороду с маслом вбивали яйца и заливали сметаной. Ели блины так же и с «селядцом», обмакивали в «селядцовы расол», «лёк» с мелко нарезанным луком. В качестве начинки для «налiснiкаў» шел творог — сладкий, соленый с тмином и чесноком, соленые и жареные грибы, яйца с луком, копченая, соленая и свежая, «гатаваная» рыба.  

Масленица закрывала время «малай свадзебнiцы». Еще в первой половине ХХ века существовал обычай «умыкаць жонку» без родительского благословения, и это не считалось грехом. Молодые сами решали свою судьбу, а потом, как рассказывали, «…прыязджалi за падушкамi». 
Для засидевшихся без пары и «пераборлiвых» кавалеров и даже для «дзяўчат» применялось своеоб­­разное наказание под названием «прывязванне калодкi». Суть его в том, что к одежде заядлых холостяков привязывали полено, и человек был вынужден повсюду с ним ходить. 
За снятие такой «калодкi» требовали выкуп. Позже в качестве полена уже выступали бант, «ланцужок» или щепка. Постепенно «наказание» приобрело шуточный характер. 

На Масленицу ходили «вiтаць» молодицу, которая была замужем меньше года. Только в нашей традиции был обычай навещать повитуху — «бабулю‑пупарэзнiцу». К ней приходили «унукi», те, кто появился при ее помощи. Так ей давали понять, что ее «пасада» в общине важная.

Среди недели выделяли четверг, называя его «тлустым» или же «валоссем», от имени дохристианского божества Велеса, который считался покровителем животных. Масленица была плавным, щадящим переходом к строгому посту. В четверг только одни женщины собирались вместе, отмечая праздник появления нового молока у коров. Причем могли гулять всю ночь. Всех мужчин, которые встречались им по пути, заставляли чем‑то откупиться, а могли даже и поколотить. 
После Масленицы наступает Великий пост, который продлится семь недель. 
Провожая зиму, катались со снежных гор. Их утыкали молодыми елочками, чтобы сугробы не были «лысыми» и отгоняли нечисть. Горы насыпали специально. Строили их довольно высокими, до 10—15 и более метров. Взбирались на них по лестнице. Барышень катали кавалеры, стоя на запятках санок сзади.

В субботу проводили обряд изгнания зимы. Чучело, символизирующее эту пору года, могли топить в реке, разрывать на полях или сжигать. Для общего костра каждый приносил из дома что‑то старое, символизирующее болезни, холод, голод, «нястачу корму». Сжигая все это на костре, верили, что уничтожатся все проблемы. 

В Прощеное воскресенье просили прощения друг у друга за согрешения «справай цi языком». 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter