Масленица у белорусов, помимо общего для восточных славян названия, сохранила и древнее — «Сырнiца». Сыр в наших традициях — сакральный продукт. В давние времена праздновалась на протяжении трех недель, но по причине необыкновенного разгула народа была сокращена. До середины ХV века Масленица совпадала по времени с Новым годом.
В масленичное время появляется новое молоко у коров, после долгого перерыва начинают нестись куры. Праздник встречают тем, на что богат стол, а значит — изобилием молочных продуктов. Про жирность и качество их сказано так: «Смятану знiмаюць, ложкi ламаюць». «Гаспадынi» пекли как минимум по двадцать блинов на каждого члена семьи. Первый из блинов оставляли на окошке «для продкаў».
«Маканiна» для блинов была такой: на сковороду с маслом вбивали яйца и заливали сметаной. Ели блины так же и с «селядцом», обмакивали в «селядцовы расол», «лёк» с мелко нарезанным луком. В качестве начинки для «налiснiкаў» шел творог — сладкий, соленый с тмином и чесноком, соленые и жареные грибы, яйца с луком, копченая, соленая и свежая, «гатаваная» рыба.
Масленица закрывала время «малай свадзебнiцы». Еще в первой половине ХХ века существовал обычай «умыкаць жонку» без родительского благословения, и это не считалось грехом. Молодые сами решали свою судьбу, а потом, как рассказывали, «…прыязджалi за падушкамi».
Для засидевшихся без пары и «пераборлiвых» кавалеров и даже для «дзяўчат» применялось своеобразное наказание под названием «прывязванне калодкi». Суть его в том, что к одежде заядлых холостяков привязывали полено, и человек был вынужден повсюду с ним ходить.За снятие такой «калодкi» требовали выкуп. Позже в качестве полена уже выступали бант, «ланцужок» или щепка. Постепенно «наказание» приобрело шуточный характер.
На Масленицу ходили «вiтаць» молодицу, которая была замужем меньше года. Только в нашей традиции был обычай навещать повитуху — «бабулю‑пупарэзнiцу». К ней приходили «унукi», те, кто появился при ее помощи. Так ей давали понять, что ее «пасада» в общине важная.
Среди недели выделяли четверг, называя его «тлустым» или же «валоссем», от имени дохристианского божества Велеса, который считался покровителем животных. Масленица была плавным, щадящим переходом к строгому посту. В четверг только одни женщины собирались вместе, отмечая праздник появления нового молока у коров. Причем могли гулять всю ночь. Всех мужчин, которые встречались им по пути, заставляли чем‑то откупиться, а могли даже и поколотить.
После Масленицы наступает Великий пост, который продлится семь недель.Провожая зиму, катались со снежных гор. Их утыкали молодыми елочками, чтобы сугробы не были «лысыми» и отгоняли нечисть. Горы насыпали специально. Строили их довольно высокими, до 10—15 и более метров. Взбирались на них по лестнице. Барышень катали кавалеры, стоя на запятках санок сзади.
В субботу проводили обряд изгнания зимы. Чучело, символизирующее эту пору года, могли топить в реке, разрывать на полях или сжигать. Для общего костра каждый приносил из дома что‑то старое, символизирующее болезни, холод, голод, «нястачу корму». Сжигая все это на костре, верили, что уничтожатся все проблемы.
В Прощеное воскресенье просили прощения друг у друга за согрешения «справай цi языком».