Где бьется «сердце мира»?

ШОС — геополитическая шахматная доска
ШОС — геополитическая шахматная доска

Все англосаксонские геополитики, начиная с Маккиндера и заканчивая Бжезинским, дают один рецепт мирового господства: необходимо контролировать Евразию, а чтобы, в свою очередь, добиться этой цели, нужно овладеть ее центром, «хартлэндом», или, по–русски, «сердцем мира». Если присмотреться, то внешняя политика США, в прошлом веке перехвативших лидерство на Западе у Великобритании, придерживалась этой линии. Дробление Средней Азии в результате распада Советского Союза, антитеррористическая операция в Афганистане — все это предоставило Вашингтону исторический шанс получить доступ к «сердцу мира». В регионе как грибы стали появляться американские военные базы. Однако эти амбициозные геополитические планы были нарушены. Китай, Россия, среднеазиатские республики объединились в Шанхайскую организацию сотрудничества. С присоединением к ней в качестве наблюдателей таких государств, как Индия, Пакистан, Иран, ШОС объединила едва ли не половину населения Земли. Первоначально не более чем клуб для обсуждения экономических и некоторых других вопросов, за пять лет своего существования он превратился в альтернативную силу, которую журналисты окрестили «анти–НАТО». В прошлом году ШОС потребовала ухода США с авиабазы Карши–Ханабад в Узбекистане. На новых, существенно ограничивающих американские возможности условиях Кыргызстан сдал в аренду аэропорт «Манас»...

Вчера в Шанхае открылся очередной саммит организации. Явным вызовом Вашингтону аналитики называют приглашение на форум президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.

Ядерная программа Ирана — едва ли не самая острая на сегодняшний день международная проблема. Вашингтон выступает за жесткое решение, в то время как Москва и Пекин не желают отказываться от своего продуктивного сотрудничества с Тегераном и выступают за переговоры. После встречи с Ахмадинежадом российский Президент заявил, что Иран имеет право реализовывать свои планы в области высоких технологий. Вместе с тем Владимир Путин отметил, что делать это «нужно таким образом, чтобы полностью исключить какие–либо озабоченности мирового сообщества по теме нераспространения ядерного оружия». Победой позиции, нацеленной на переговоры, а не силовое решение, можно считать согласие Ирана начать переговоры с шестеркой посредников, о котором вчера рассказал журналистам Президент России.

Как известно, еще в прошлом году во время официального визита в Китай Александр Лукашенко выразил заинтересованность в получении Беларусью статуса наблюдателя в ШОС. Пресс–секретарь белорусского МИДа Андрей Попов пояснил мне, чем именно Минск привлекает эта организация. Она придерживается многополярного видения мира, что совпадает с мнением Минска, нацелена на решение актуальных региональных проблем, таких, к примеру, как борьба с терроризмом, наркотрафик, экономическое сотрудничество также интересует Беларусь. По его словам, Минск уже подал заявку на приобретение статуса наблюдателя, но окончательно этот вопрос будет решен после того, как в основополагающих документах организации будет прописан институт наблюдательства. По информации МИДа, пункт об институте наблюдательства находится в повестке дня нынешнего саммита.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter