Где аисту голову приклонить?

Люди обладают разной чувствительностью к боли. Кто-то видит только свои проблемы, отгораживаясь от окружающих и не замечая ничего вокруг. Кто-то протянет руку человеку в беде, но пнет в переулке собаку. Некоторые подкармливают бездомных подвальных котов — им понятна боль и неустроенность этих бедолаг. А у нашей читательницы из Слуцка душа болит за прекрасных светлых птиц — аистов. Может, это письмо немножко повысит и ваш порог чувствительности к чужой боли?

Сейчас хватает важных проблем. Но очень болит сердце за красивых, гордых, умных птиц — аистов. Нашу Беларусь называют “страной под белыми крыльями”, много красивых песен сложено об аистах. Аисты всегда селятся рядом с человеком, как будто надеясь на его помощь. Я читала, что если люди уходят из деревни, ее покидают и аисты. Сейчас стало модным ставить около домов деревянных или гипсовых аистов вместо того, чтобы помочь построить гнездо и привлечь к своему дому живых. Ведь считается, что аисты приносят счастье. Мы любуемся ими летом, а когда видим осенью с перебитым крылом, погибающего, отводим глаза и проходим мимо, ссылаясь на естественный отбор. А ведь иногда достаточно подкормить птицу, т.к. бывает, что рана зажила, а аист не может улететь от слабости, ведь корма для него уже нет и в холод он не может согреться. Бывает, люди подбирают слабых птиц, приносят домой, но пытаются кормить их как кур и гусей: зерном и вареной картошкой. И птица все равно погибает.

Три года назад, когда все аисты улетели, один, молодой, остался в деревне около пруда. У него было поранено крыло. Скоро пруд совсем пересох (лето и осень были без дождей). Я стала его подкармливать мелкой рыбой (муж — рыбак). Потихоньку аист привык ко мне. Ночевал красавец возле коней, на куче картофляника. Однажды рано утром я привела его к себе на дачу, покормила и вечером вместе с курами Кеша (так мы назвали аиста) зашел в сарай. Так  и жил: днем на огороде, ночью в сарае. Похолодало, и в ноябре мы переехали в город, а аиста забрали с собой. За зиму крыло совсем зажило, только еще не совсем прилегало к туловищу. Весной, 9 апреля, мы его выпустили около гнезда. Он побежал к родителям, которые ходили недалеко. Они его узнали. Наш аист наклонился и махал крыльями от радости.

Потом он часто прилетал и садился на огород. Я ставила ему таз с водой, где плавала рыба. Пока мама-аист насиживала кладку, папа-аист учил Кешу парить. Это было очень красиво. Он снизу крылом подталкивал Кешу все выше и выше, пока не поднялись вдвоем очень высоко и долго парили. На следующий день молодой аист прилетел, сделал надо мной 16 кругов, поднимаясь все выше, как бы хвастаясь и радостно щелкая клювом. Кстати, несколько раз за лето над гнездом пролетала стая аистов, 5—6 птиц, они кружили и приветливо щелкали клювами и затем улетали. Я думаю, это были дети наших аистов, которые еще не создали семью, они держались вместе и прилетали навестить своих родителей и гнездо. 2 сентября Кеша улетел со своими братьями и родителями на юг.

В прошлом году в конце июля на наш огород опустился аист. Когда увидел, что я иду к нему, полетел к колхозному саду. А потом я узнала, что в саду под электролинией лежит мертвый аист. Видимо, птенец вылетел из гнезда, налетел на провод и погиб. А рядом под деревом было много помета аиста. Он охранял своего аистенка. Возможно, это был Кеша или кто-то из его родителей. Они просили помочь, а я не поняла...

Прошлой осенью в деревню пришел аист со сломанным крылом. Он был очень истощен. В нашей районной инспекции по охране природы мне сказали, что есть человек, который старается помогать птицам, попавшим в беду. Мы вместе с инспектором отвезли к нему нашего аиста. Он позвал знакомого ветврача, который сделал операцию (вставил спицу), и через две недели, когда аист поправился, его отвезли в мини-зоопарк в Брест. Этот замечательный человек — Николай Геннадьевич Мисюк, живет он в д.Греск Слуцкого района. Летом, во время урагана, погибла семья аистов, остался один маленький аистенок. Его привезли к Николаю Геннадьевичу. Его жена выкормила малыша, он вырос, ходил везде следом за своим спасителем, подружился с собачкой. И жил в отапливаемом сарае, т.к. Николай Геннадьевич занимается разведением павлинов, фазанов. Еще у него есть голуби, любовь к которым у него с детства. В этом году, в январе, когда ударили морозы до 17 градусов, он спас двух лебедей, которых ему привезли слуцкие спасатели: один не мог летать, совсем замерз, а второй не бросил своего друга. Слава Богу, что не перевелись еще добрые люди, которые не могут пройти мимо наших братьев меньших, оказавшихся в беде!

Очень хотелось бы, чтобы, глядя летом на красиво парящих белокрылых птиц, мы помнили, что не всегда у них все хорошо и только мы можем помочь аистам. Возможно, нужно устроить для них приют где-нибудь в сельской местности, чтобы прекрасные птицы могли свободно гулять и в то же время получать необходимую помощь. И помогали бы им не случайные люди, а специалисты по птицам. Может быть, богатые люди смогли бы пожертвовать на это средства. Птицы не скажут спасибо, но как хорошо будет на душе, если поможешь даже одной единственной птице.

Татьяна Александровна ЯКИМОВА, медсестра на пенсии, г.Слуцк

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter