Украина получила пять лет с правом прокачки газа по протоколу нового соглашения о транзите

Газу в одной трубе тесно

Встреча в Минске стала прорывной в длительном российско-украинском газовом споре. По ее итогам представители России и Украины подписали протокол нового соглашения о транзите, а также об урегулировании взаимных споров. Важная деталь. Накануне в Берлине переговоры прошли на трехсторонней основе при участии партнеров из Европейского союза. По их завершении стороны делали осторожные прогнозы, что контракт удастся заключить. После этого переговорной площадкой стал Минск. В белорусскую столицу прибыли глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики Украины Алексей Оржель.

Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович, министр энергетики России Александр Новак и глава минэнерго Украины Алексей Оржель в Берлине

Берлинские договоренности по газу Москва и Киев закрепили в Минске.

Это прелюдия к скорому подписанию контракта на транзит российского газа. Ведь десятилетний транзитный контракт между «Нафтогазом» и «Газпромом» заканчивается 1 января 2020 года. Договоренности в Минске гарантируют, что с боем новогодних курантов не начнется новая газовая война.

В Киеве оценили договоренности с Москвой по газу как «сложный для всех сторон компромисс». 

Напомним, «Газпром» предлагал заключить соглашение на 1 год, «Нафтогаз» рассчитывал на 10-летний контракт. В протоколе договора сказано, что нынешний договор заключается сроком на пять лет, с возможностью пролонгации на десять лет. Это действительно компромиссный вариант.

Зарезервированные объемы транзита — 65 миллиардов кубометров в 2020 году, по 40 миллиардов кубометров в 2021 — 2024 годах. С технической стороны дела, при объеме менее 40 миллиардов кубометров в год бизнес становится невыгодным для Киева, так что и здесь его интересы учтены. 

Кроме того, Украина и Россия отзывают все арбитражные иски друг против друга, по которым еще не приняты окончательные решения. 

Путь к газовому соглашению не был легким. Перед Минском был Берлин, еще ранее проводился ряд двусторонних переговоров между Украиной и Россией в Вене, а также состоялся саммит «нормандской четверки» в Париже, что сыграло не последнюю роль в способности сторон прийти к компромиссному варианту нового соглашения.

 Таким образом, геополитический путь украинского транзита для российского газа пролегал по маршруту Минск — Берлин — Вена — Париж... И столь длинная цепочка неслучайна.



Перефразируя известное выражение из «Мастера и Маргариты», газовый вопрос — один из самых сложных вопросов в мире. Во всяком случае, в Европе точно. Вопросы бесперебойного транзита российского газа в Европу через Украину уже давно превратились в некий национальный фетиш, который каждая сторона измеряла чем-то гораздо большим, нежели количеством прокачанных кубометров. Особенно на фоне других, не менее острых вопросов между Россией и Украиной, начиная с войны в Донбассе и заканчивая газовыми войнами в Стокгольмском арбитраже. 

И все же жизнь показывает, что в современной Европе невозможна игра с нулевой суммой, какими бы ни были сырьевые, геополитические или иные преимущества одной из сторон. На европейском континенте существует много взаимозависимых игроков и интересов. А потому не нефть, газ или труба в земле, а договороспособность политической элиты является главным показателем конкурентоспособности государства. Проще говоря, партнер, с которым можно договориться, всегда в выигрыше.

Как заметила европейская пресса, для российской стороны достигнутое газовое уравнение является ясным и в то же время ужасно сложным. В перспективе для Москвы украинский транзит станет менее актуальным. После открытия «Северного потока-2» «Газпром» планировал вовсю использовать мощности нового газопровода, так что связывать себя долгосрочными обязательствами компании не хотелось.

Но в краткосрочной перспективе она должна прийти к соглашению с Киевом, чтобы обеспечить непрерывность поставок и не выглядеть ненадежным деловым партнером. 

К тому же «Газпром» не мог не прислушиваться к европейским партнерам — покупателям российского газа. Германия, главный союзник строящегося газопровода, сразу дала понять: она готова закупать газ по нему, но настаивает на сохранении украинского транзита. Это то самое понимание, что игры с нулевой суммой в Европе быть не может. 

В том числе хочется надеяться, что вынесен урок из трагической истории, когда именно перетягивание геополитического каната привело к войне в Украине. Чтобы такого не повторилось, стороны должны избежать и перетягивания не менее важного, ресурсно-сырьевого каната.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter