Мастер из Оршанского района превращает груды лома в работающие тракторы и восстанавливает ретроавтомобили

ГАЗу – газ, а трактору – лопату

Анатолий Шамков среди односельчан почитается едва ли не как легенда. Еще по дороге в гости к нему слушаю рассказы от пассажиров автобуса: он и разведением свиней, и шиномонтажом занимался, вдобавок известен как мастер на все руки... Несмотря на то что живет один в заброшенной деревне Выдрица, которая теперь стала частью поселка Ореховск, скучать ему некогда: зимой на самодельном тракторе чистит дорогу, в теплое время года возится на огороде, а попутно себе в удовольствие восстанавливает машины советских лет.



Дом Анатолия Владимировича заметен издалека: высокий, в светлых тонах, он выделяется на фоне серых нежилых одноэтажек. Сельчанин проводит меня в просторную кухню: зданию 119 лет — построено, когда в Выдрице появился завод сухой перегонки дерева. Уже тогда строили с водопроводом и канализацией, в то время как в Ореховске крыши накрывали соломой. Потом завод закрылся, с ним постепенно исчезли школа, почта, аптека, магазин, а после и люди. В начале 1990-х годов купили с женой разрушенное строение за небольшие деньги и отреставрировали. Жить здесь совсем не скучно: в гости к Шамковым приходят зайцы и лоси.

Увлечение началось еще с армии, и с тех времен с машинами Анатолий Владимирович не расстается — всю жизнь отработал водителем, некоторое время держал шиномонтажную мастерскую и два собранных своими руками ПАЗа, которые перевозили пассажиров из Ореховска в Оршу. Вспоминает:

— Родился здесь, в Ореховске. В семье было шестеро детей, я самый последний. Держали большое хозяйство, и отец много работал. Поэтому я решил не обременять родителей получением высшего образования, да и главное в машинах не теория, а практика. Вот и пошел в армию сразу после школы — отправили в железнодорожные войска в Казахстан. Жить приходилось в палатках и зимой, и летом, терпеть плюс 60 и минус 25. Зато была возможность любоваться природой, например цветением маков в степи, и ездить на Байконур. В армии и собрал первую машину — командир притащил сгоревший ЗИЛ и приказал поставить его на колеса. Справился с заданием в течение нескольких месяцев: вокруг места, где располагался батальон, было немало разобранной техники, поэтому брал детали оттуда.



А после армии занялся сельхозмашинами: для большого огорода и хозяйства трактор просто необходим. Первый был с двигателем, который нужно дернуть за веревку, чтобы завести. Анатолий Владимирович собрал еще несколько агрегатов, но уже с другими двигателями, которые покупал. Причем идей, как облегчить жизнь себе и родным, всегда в голове крутилось немало:

— На одной машине грузоподъемностью 4 тонны возили сено для коров. Отрегулировал кузов так, что он выгружался самостоятельно при смещении центра тяжести. Но жизнь заставила продать изобретения. Сейчас остался единственный трактор, который исправно служит больше 30 лет. Использую его, чтобы почистить улицы, ведь участок небольшой, да и жена Вера Васильевна предпочитает возиться с огородом сама — помощь техники не нужна.

Трактор Анатолий Владимирович привез из России в полуразваленном состоянии — его начали собирать, но потом оставили затею. Чтобы привезти его в Выдрицу, пришлось нанимать машину. Сельчанину повезло: там уже стояла коробка передач от экскаватора, ему осталось доделать все остальное и сварить лопату для чистки снега.

В гараже мастера это не единственный экземпляр техники: одно из его увлечений — коллекция старых авто. В советские годы Анатолию Владимировичу удалось купить новенький «Москвич-401»: пришлось продать любимый мотоцикл, чтобы добавить денег. На нем вместе с женой исколесили весь район и область, на «Москвиче» же проводил первые эксперименты: разобрал до болтика, научился пользоваться сваркой и автогеном.



— Было ох как непросто, — вспоминает умелец. — В одной руке проволока, в другой горелка, а если варить открытым огнем, металл деформируется. Когда автомобиль отслужил свое, жена предложила не продавать. Взялся за ремонт, подлатал двери и зарегистрировал в ГАИ.

«Москвич» зеленого цвета стоит преимущественно в гараже на заслуженном отдыхе. А его «сосед», ГАЗ-67, напротив, выезжает за пределы двора и даже поселка, правда, только один раз в году, на День Победы. Машину Анатолий Владимирович сделал в память о Великой Отечественной войне, в которой участвовал его отец. О солдатских буднях с детства слышал немало:

— Отец попал на фронт в 18 лет и был единственным выжившим из полка разведки. У него два ранения, получил два ордена Славы — всего в поселке таких три человека. Немало рассказывал и о машине ГАЗ-67, которую выпускали до 1952 года. Поэтому решил оставить детям и внукам память о страшных годах и собрать такую же самостоятельно. Для этого понадобилось несколько «доноров»: сначала из Минска привез недоделанный автомобиль — один умелец собирал, да не хватило терпения. Затем объехал соседние районы, одну полусгнившую машину сумел найти за 60 рублей, еще одну привез из Могилева. Колдовал около трех лет, чтобы собрать все в единое целое, переваривал детали и перекрашивал. Теперь у машины есть «родные» мосты и двигатель, поднимающийся тент, ветровое стекло… Уже десять лет она с нами.

На ГАЗ-67 семья Анатолия Владимировича каждый год ездит на парад на День Победы. К слову, регистрация в ГАИ у раритета есть — сельчанин покупал все запчасти с документами, и это позволило получить госномер без проблем. В фото- и видеоархиве семьи немало материала, посвященного ежегодным поездкам: в День Победы дети и внуки Анатолия Шамкова заезжают на кладбище к могиле его отца и возлагают цветы к памятному знаку недалеко от Ореховска. Специально для этого купили военную форму. И хоть реставрация — дело хлопотное, да и техосмотр ретроавтомобилю пройти не так и просто, о своем изобретении сельчанин не жалеет: то, что наследники будут помнить подвиги павших солдат, гораздо важнее.

haluza@sb.by

Фото автора и из личного архива семьи ШАМКОВЫХ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter