Газовый каратель?

Вокруг «голубого топлива» разгорелись споры
Вокруг «голубого топлива» разгорелись споры

Вчера в Дохе открылось 6–е заседание Форума стран — экспортеров газа. Ни одно из пяти предыдущих мероприятий в том же формате не вызывало столь бурного обсуждения в прессе, как нынешнее. Всему виной разговоры о создании «газовой ОПЕК», циркулирующие все в той же прессе уже несколько месяцев.

Форум объединяет 14 государств, обладающих 70 процентами мировых запасов природного газа. Часть государств–участников, такие как Иран и Венесуэла, накануне высказали всяческое поощрение витающей в воздухе идее. Другая часть — это, например, Россия и Египет, накануне встречи в Катаре постарались откреститься от спорных планов. Так, российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко даже созвал специальную пресс–конференцию, чтобы сообщить: соглашение по ценообразованию на газ (смысл картеля — в договорной стоимости некоего товара) в отеле «Риц–Карлтон» подписываться не будет.

Впрочем, Вашингтон и Брюссель эти слова не успокоили. Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Вашингтон будет препятствовать созданию газового картеля. Вторил ей и комиссар ЕС по вопросам торговли Питер Мандельсон. По его словам, создание «газовой ОПЕК» может стать «неверным сигналом» для потребителей газа.

Критики этого проекта в западных СМИ напоминают: после поражения в 1973 году арабских стран в войне с Израилем подконтрольная им ОПЕК использовала нефтяную блокаду как способ давления на Запад. В результате за два года цена на «черное золото» выросла почти в семь раз и в мире разразился экономический кризис. Оптимисты говорят, что создать настолько же эффективную «газовую ОПЕК» невозможно, поскольку поставки «голубого топлива» осуществляются по долгосрочным контрактам, обычно подкрепленным межправительственными соглашениями.

Я попросил прокомментировать ситуацию вокруг планов создания «газовой ОПЕК» руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико:

— То, что страны — производители сырья объединяются, — объективный процесс. Это может происходить под эгидой ООН или ВТО, как в случае с экспортерами кофе. Конечно, с энергоресурсами все сложнее, поскольку любым действиям в этом направлении придается политический подтекст. Но как с точки зрения современных тенденций мирового рынка, так и с позиции здравого смысла консолидация газовщиков — это вполне естественный, реалистичный шаг. Никто не может запретить им объединять свои усилия. Впрочем, точно так же имеют право высказывать свою обеспокоенность подвижками на этом чувствительном рынке США и ЕС — самые крупные потребители.

Белорусский политолог не видит угрозы монополизации рынка энергоресурсов. «Газовая ОПЕК», по его мнению, может подтолкнуть развитие альтернативной энергетики: страны–импортеры станут активнее строить атомные электростанции, добывать топливо из рапса, создавать водородный двигатель. Но газовщики, разумеется, не заинтересованы терять свои рынки, так что они, по мнению Леонида Заико, тесно связаны со странами — потребителями «голубого топлива».

Что касается стоимости газа, то, считает руководитель центра «Стратегия», резкого ее повышения ждать не приходится: «Существует объективная связь между ценами на газ и на нефть, и какие бы перегруппировки ни происходили на газовом рынке, скачка цен быть не должно, если его не будет на нефтяном рынке».

И еще одно обстоятельство, по словам белорусского политолога, должно охладить пыл критиков переговоров в Катаре: появление «газовой ОПЕК» займет много времени. Так, к примеру, на создание организации производителей какао ушло целых 15 лет.

Доцент кафедры международных отношений БГУ Александр Тихомиров, к которому я обратился с тем же вопросом, также не склонен драматизировать ситуацию:

— Реальное объединение политики государств — экспортеров газа и, как следствие, согласованные действия в области добычи и ценообразования — это дело отдаленной перспективы. По крайней мере, сейчас видимых поводов для беспокойства у стран — потребителей этого углеводородного сырья нет.

По его мнению, сейчас эта тема чересчур политизирована. В дипломатии, напоминает белорусский политолог, даже слухи можно использовать в качестве средства давления. «Если угрозы нет — ее можно просто выдумать», — замечает он и увязывает резкую реакцию США и Евросоюза на форум в Дохе с тем, что в последнее время отношения Запада с Россией и некоторыми другими участниками этого мероприятия оставляют желать лучшего.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter