Газопровод вот-вот пойдет... в обход

ГАЗИФИКАЦИЯ — одна из преференций, которую белорусское государство старается сохранить для чернобыльских территорий. Даже несмотря на то, что в бюджете — каждый рубль на счету. Обязательства по льготной газификации на Белорусском Полесье взяты не сегодня и даже не вчера. Это давняя часть социальной заботы о людях, которые живут на землях, опаленных Чернобылем! А вот как конкретно обзаводятся голубым топливом агрогородки, деревни? Может быть, к 2013-му кое-где сельчане получат хороший подарок в виде возросшего качества жизни? В Лунинецком районе таким адресом можно, с некоторыми «оговорками», считать агрогородок Вулька-2. Я решила разобраться с «оговорками». А направление поиска подсказало письмо в «БН» от местного жителя, пенсионера Марка Яскевича.

Агрогородок Вулька-2 Лунинецкого района обзаводится благом цивилизации по чернобыльской программе, но некоторым домовладениям грозит неподключение. Почему?

ГАЗИФИКАЦИЯ — одна из преференций, которую белорусское государство старается сохранить для чернобыльских территорий. Даже несмотря на то, что в бюджете — каждый рубль на счету. Обязательства по льготной газификации на Белорусском Полесье взяты не сегодня и даже не вчера. Это давняя часть социальной заботы о людях, которые живут на землях, опаленных Чернобылем! А вот как конкретно обзаводятся голубым топливом агрогородки, деревни? Может быть, к 2013-му кое-где сельчане получат хороший подарок в виде возросшего качества жизни? В Лунинецком районе таким адресом можно, с некоторыми «оговорками», считать агрогородок Вулька-2. Я решила разобраться с «оговорками». А направление поиска подсказало письмо в «БН» от местного жителя, пенсионера Марка Яскевича.

«Куда подевалась льгота вместе с деньгами?»

«Обращаюсь в «Белорусскую ниву», надеясь, что с помощью газеты сможем выяснить причину, по которой наша семья рискует остаться без льготной газификации, — пишет Марк Яскевич. — Мы с женой всю жизнь провели тут, в селе Вулька-2. И даже когда случилась трагедия на ЧАЭС, радиация не заставила нас бросить родные места. Поработали немало в местном хозяйстве: я — трактористом, животноводом, супруга — дояркой. Вырастили пятеро детей. Теперь семья младшенькой, Тамары, живет с нами, недавно у них с супругом Николаем родилась доченька София. Словом, есть твердое желание у детей здесь остаться. Да и мы хотели бы на склоне лет попользоваться благом цивилизации.

Года два назад нас обнадежили — обещали, что газ проведут и сюда, на усадьбу, которая находится немного в отдалении от остальных домов агрогородка — в трестах пятидесяти метрах. Мы, как положено, вовремя собрали все документы… И уже в этом году нам отказали — дескать, нет средств, чтобы протянуть газопровод. Когда стали жаловаться, доводилось слышать и такое: раз наш дом находится за дорожным знаком, то мы вроде и не жители агрогородка вовсе?! Как же так? И потом, ведь раньше деньги были, раз у нас и проектанты побывали? Куда ж делись средства? И есть ли у нас шанс все-таки не быть выброшенными из газификации? Почему другие жители Вульки-2 могут оказаться как бы лучше нас?»

Средства выделялись строго в рамках чернобыльской госпрограммы!

Газификация по программе, предусмотренная для территорий, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, — безусловно, дело выгодное! Прежде всего для самих сельчан. По сути, кроме затрат на оборудование в доме системы парового отопления (а это на сегодня примерно 10 миллионов рублей), человек не платит ничего.

Вполне понятно желание семьи Яскевичей обойтись минимальными расходами на «приход» в их дом голубого топлива. Но почему же столь приемлемый вариант «подвис»? Я решила поискать ответ на вопрос, вникнув в его предысторию: на какой именно стадии нашему читателю дали, образно говоря, от ворот поворот? 

— Газификация и в Вульке-2, и в Кожан-Городке сейчас ведется именно по чернобыльской программе, — пояснил Сергей Олешкевич, начальник отдела ЖКХ Лунинецкого райисполкома. — Когда принималось решение таким образом газифицировать эти населенные пункты, уровень их загрязненности считался свыше 5 Кu/км2. Работы там ведутся за счет средств республиканского бюджета, направляемых государством на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.

Перед тем как разрабатывать проектно-сметную документацию, в Вульке-2 побывала районная комиссия. Она тщательно обследовала каждую усадьбу. Прежде всего на предмет того, хотят ли хозяева газифицировать свое жилище, а также есть ли для этого технические условия. Многим пришлось доделывать то же паровое отопление, например. Не исключено, что некоторые сельчане сначала отказались, но потом, когда выяснилось, что и котел хороший, и газовая плита, и уличный газопровод, и «внутрянка», газовое оборудование то есть, — все бесплатно, могли передумать, но уже... не попали в первые списки.

— Кроме того, не у всех домов оказались в наличии техпаспорта, не были четко определены их собственники, — продолжает Олешкевич. — Но и таких граждан мы не оставили без внимания: запросили через область дополнительное финансирование (из Республиканского фонда по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС). Цель — за счет этих дополнительных средств допроектировать дома, которых набралось немало.

По Кожан-Городку, утверждает Сергей Олешкевич, дополнительное проектирование уже ведется.

— Всегда стараемся идти навстречу человеку, даже если он вначале и не сильно стремился поучаствовать в льготной газификации, — говорит собеседник. — Надеемся, что все-таки запрошенные средства найдутся, и в будущем году еще добавим количество домов, в которые придет голубое топливо именно по льготной программе.

Пытаюсь прояснить, что можно конкретно сказать о доме по адресу Мачульня, 6 в агрогородке Вулька-2? Быть может, жилище Яскевичей попадает в этот «второй поток» домов? Ведь, если верить самим хозяевам, они исправно, без проволочек, оформили все документы. Так что, выходит, отказ не связан с перечисленными выше причинами-задержками?

— Им отказали потому, что не стало средств, а деньги, как считает автор письма в редакцию, просто… отдали кому-то другому? — уточняет начальник отдела ЖКХ Лунинецкого райисполкома. — Могу сказать только одно — в рамках данной газификации никто не выделяет денег конкретным хозяевам жилищ! Все идет централизованно, по линии заказчика, подрядчика и так далее. То есть через взаимодействие субъектов хозяйствования, под контролем госорганов. Задачей же самих людей было подготовить свои дома к газификации. Нужно понимать, что сейчас уже Вулька-2 не относится, как раньше, к населенным пунктам с правом отселения, а только — с периодическим радиационным контролем. И если бы подобная программа газификации, согласитесь, весьма выгодная для населения, версталась бы теперь, то и Вулька-2, и Кожан-Городок вряд ли бы получили льготные условия. Пришлось бы сельчанам тратиться более ощутимо…

Работа «скушала» финансовый запас?

И все-таки в чем тот, по выражению Олешкевича, нюанс, который стал камнем преткновения на пути к газификации усадьбы, принадлежащей коренным жителям Вульки-2 Марку Карповичу и Софье Васильевне Яскевичам? Есть ли у них шанс добиться того, чтобы труба их усадьбу не обошла?

— По старым картам адрес Мачульня, 6 был за чертой населенного пункта, но теперь, по новым, Яскевичи уже на законных основаниях считаются жителями Вульки-2, — заверяет председатель сельисполкома Александр Кушнеревич. — Специфика местная в том, что крупное село как бы сложено из многих мини-хуторов. Поэтому, откровенно говоря, отказ по газификации коснулся не только Яскевичей. Набралось более двух десятков домов, которые первоначально предполагалось газифицировать. Теперь, конечно же, усадьбы, находящиеся за километр и дальше, вряд ли можно вернуть в программу льготной газификации. Для себя ставлю цель помочь хотя бы Яскевичам-Верасам и еще одной молодой семье, водителя местного СПК «Вульковский рассвет» Михаила Горгуна. Если дом Марка Карповича — за триста пятьдесят метров, то Горгуны живут ближе. Цена вопроса по Яскевичам — около 80 миллионов рублей. По Горгунам, следовательно, чуть меньше — миллионов шестьдесят потребуется, чтобы протянуть к ним газопровод…

Получается: люди были уверены, что газификация их не минует, а в итоге разочаровались. С другой стороны, можно принять во внимание и тот аргумент, почему трудно изыскать в госбюджете дополнительные средства. Но в данном случае, на мой взгляд, если государство сделает дополнительную инвестицию в судьбы конкретных сельчан, то вложит деньги в развитие, возрождение жизни на трудных постчернобыльских землях. 

Давайте присмотримся повнимательнее, а о каких именно семьях идет речь? Марк Яскевич, его супруга, а также семья их дочери Тамары Верас — не перекати-поле какие-нибудь! Как и Горгуны, впрочем, тоже. Вряд ли станут улепетывать из Вульки-2 в город, «нажившись» на продаже только что газифицированного жилья...

— Да, я уверен, что и та, и другая молодые семьи принесут еще немало пользы этой сельской территории, — рассуждает Александр Кушнеревич. — Крепко пустили они тут корни, причем главы семейств старательно трудятся в СПК водителями. Да и старшее поколение немало отдало сил, здоровья именно этой земле. И зачем куда-то бежать из Вульки-2? Деревня перспективная, по демографии все время в плюсе, хоть и небольшом. Недавно новую школу построили — со всеми удобствами для качественного получения образования. Между прочим, это уже хорошо реализованный пункт другой госпрограммы — развития Припятского Полесья…

Яскевичи, впрочем, и сами обращались на прямую линию к председателю Брестского облисполкома Константину Сумару. Большая надежда, что их земляк, руководивший в свое время местным СПК «Вульковский рассвет», поможет. Глава области пообещал, что вопрос будет дополнительно рассмотрен. Что ж, обращения есть, надежда тоже, но вот деньги пока не выделяются.

— Не могу согласиться с тем выводом, что якобы деньги куда-то  «переданы на другие цели», — высказывает свою точку зрения Александр Кушнеревич. — Вопросы финансирования комментировать не вправе, имею дело лишь с фактом того, что восьмидесяти миллионов рублей на подтягивание газопровода к дому Яскевичей не находится. Будем надеяться — пока. И будем ждать положительного ответа, решения на уровне области. Возможно, примерно 160 миллионов рублей, требующихся дополнительно на газификацию домов Яскевичей—Верасов и Горгунов, отыщутся на каком-либо уровне...

…И крошка София присоединяется!

В чистеньком, аккуратном, по-современному обставленном домике Яскевичей — уютно. Сразу видно, что хозяева стараются свое жилище осовременивать постоянно. Живут не хуже, чем в городе! Планируют ванну сделать, паровое отопление — само собой.

На руках у их дочки Тамары — кроха Софийка. Малышке всего пять месяцев.

— Сами видите, никуда мы с мужем Николаем отсюда не двинемся, — сказала мне на прощание Тамара. — Я, было дело, съезжала аж на север Беларуси, но потом на батьковщину вернулась. И за себя, и особенно за родителей, обидно: представляете, после Вульки-2 газификация льготная пойдет дальше, на Красную Волю, соседнюю деревню. Так газопровод мимо нашего дома вильнет — и будет таков?.. Но мы все же надеемся — обращаемся не зря, кто-то да услышит! Дождемся помощи...

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ

Газификация любого неотдаленного дома в Вульке-2 обойдется примерно в 30—35 миллионов рублей.

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter