Газификация... под давлением, или О том, почему в Липовцах тепло в дома приходит вместе со слезами на глазах их хозяев

Поселок Липовцы Витебского района, как, впрочем, и соседний — Шапечино, в одночасье летом остался отрезанным от котельной, которая обогревала животноводческий комплекс вместе с домами животноводов. Отопительную систему поселков было решено децентрализировать в выполнение Директивы № 3, направленной на экономию и бережливость энергоресурсов, в которой говорится, что при оптимизации схем теплоснабжения населенных пунктов, имеющих централизованное водо- и газоснабжение жилищного фонда, для отопления и горячего водоснабжения одноквартирных и блокированных жилых домов следует установить индивидуальные устройства. “Оптимизация” для жителей более чем полусотни домов индивидуальной застройки и двух многоквартирных зданий в названных поселках стала новостью весьма печальной. Хотя, казалось, им бы радоваться надо — индивидуальное отопление все же выгоднее и удобнее, чем центральное. Да только как гром с ясного неба грянула весть — в считанные недели найти два, три, четыре (!) миллиона рублей, чтобы приобрести котел и необходимое к нему оборудование, заплатить за установку. Семья Людмилы Бодриковой продала свою лучшую корову, но вырученных денег хватало лишь на половину котла. Людмила Георгиевна в отчаянии написала письмо в “Народную газету”.

Отрезали как по живому...
“В 1992 году мы получили дом со всеми удобствами и с центральным отоплением. В 1997 году его приватизировали. 20 августа 2007 года нас уведомили об отключении центрального отопления. Это можно сравнить с тем, что пришли в частный дом и вынесли печь — кому-то в целях экономии понадобился кирпич, а потом  за несколько недель до холодов предложили поставить новую за свой счет.
Всю жизнь работали. Держали хозяйство, вставали в пять утра, ложились в полночь. Вырастили четверых детей, которые сами “карабкаются” как-то в этой жизни. В настоящее время я на пенсии, муж работает шофером в колхозе. Младший сын учится платно в университете. Расходы на квартиру, телефон, питание, одежду и лекарства не позволяют брать кредит и садиться в долговую яму. Почему мы должны платить за чьи-то ошибки, или, точнее, за хорошие директивы, которые попали в плохие руки?”
Газовый котел — предмет роскоши?
В Липовцах, поселке ЗАО “Липовцы”, корреспондента “НГ” встретило собрание возмущенных жителей. Еще бы — зима на носу, а тепло в их домах зависит от платежеспособности хозяев.
— Нас загоняют в долговую кабалу, и мы ощутили себя “жертвами” тех, кто реализует положения директивы на местах, — говорит Елена Лобан. — У нас была лучшая котельная в районе. И ни в каком законе не написано, чтобы поселок отключили от котельной.
— У меня долг вырос до 6 миллионов. В мае брала кредит на потребительские нужды, никто же не знал, что в августе нас поставят перед фактом — платить за установку отопления, — дополняет Валентина Рак. — Муж работает в лесничестве, средняя зарплата — 285 тысяч, сын — сантехник с зарплатой 280. В банке как посчитали, так сказали: льготный кредит более чем на 400 тысяч дать не можем. А где взять еще те недостающие три миллиона?
Татьяна Краско, чтобы не быть голословной, принесла с собой справку — перечень затрат на выполнение работ по установке газового котла в доме — 5 миллионов 541 тысяча рублей!
— За такие деньги нам не нужна никакая горячая вода! — говорят женщины. — Вон Нина Кожемяченко как получила аванс для установки котла, так и сознание потеряла. Как ей, одной, с зарплатой дворника, вернуть хозяйству два миллиона рублей?
— Но вся несправедливость в том, что мы приватизировали дома с центральным отоплением, а теперь нас, пенсионеров, заставляют платить заново, — говорит Татьяна Шишлова. — Говорят, мол, возьмите льготный кредит, но его мало кто может взять. Да у нас еще и  с бумагами неразбериха: раньше поселок назывался Дыманово-2, в прошлом году его переименовали в Липовцы, а паспорта домов остались с прежним названием.
Почтальон Галина Лабусова получила материальную помощь от Витебского РУПС, чтобы купить необходимый редуктор стоимостью 200 тысяч. Без него отключат даже газ, поступающий к газовой плите.
— Это все, что я могу сделать. Котла у меня нет, и я его не куплю, — печально говорит почтальон. — Живу одна с дочерью. Зарплата 180 тысяч плюс кредит год назад брала, платить надо.
— А как зимовать будете?
— Не знаю, — пожимает плечами.
“Нам и спасибо говорят”
У председателя Шапечинского сельсовета Александра Маленкова, на которого и лег весь груз газификации двух поселков, более оптимистичный взгляд на ситуацию. По его словам, не все люди недовольны принимаемыми мерами:
— Довольны жители Шапечино, потому что у них вообще не было централизованного газоснабжения, они баллоны с газом для плит завозили, — говорит Александр Викторович. — В Липовцах в девять домов на улице Северной тепло из котельной не доходило, не хватало его на последнюю ветку, а теперь их жители также имеют возможность установить себе индивидуальные котлы.
У председателя сельсовета с июля забот прибавилось втрое. С хозяевами каждого дома, к которому запланировано подвести газовое отопление, он работает индивидуально. Но методы убеждения, а тем более давления сегодня не действуют. Все считают деньги и экономят кто как умеет. Маленков обошел уже все кабинеты подрядчика — ПУ “Витебскгаз”, беспокоится о каждом проекте, который составлялся для каждого дома индивидуально и за отдельную плату.
Так что иметь печку надежно и выгодно во всех отношениях. Правда, только тем, у кого она есть.
Роль хозяйства — ЗАО “Липовцы”, оказавшегося как будто в стороне от бурлящего процесса, умалять не стоит. Да, по словам руководителя Физули Гасанова, финансирование по 22 колхозным домам они полностью взяли на себя. Плюс предоставили беспроцентный заем нуждающимся труженикам. Но ведь не все работают в сельхоз-предприятии. Что делать им?
Котельная-то — убыточная
— Решение о газификации деревень Шапечино и Липовцы зрело давно, — пояснил корреспонденту “НГ” заместитель председателя Витебского райисполкома Валерий Езерский. — Общая длина теплопровода от котельной, расположенной на животноводческом комплексе, составляла около 20 километров, и фактические потери тепловой энергии за первый квартал этого года составили 57 процентов! В июне мы совместно с управлением жилищно-коммунального хозяйства Витебского облисполкома и РУП “Витебскоблгаз” приняли решение о переводе жилищного фонда этих двух деревень на индивидуальное газовое отопление. Проектирование и строительство уличных газопроводов и подводов к жилым домам производится за счет бюджетных источников финансирования, а вот внутри дома — за средства граждан. Мы неоднократно встречались с гражданами и разъясняли порядок оформления документов для льготного кредитования. В августе — сентябре облгаз проделал колоссальную работу, подтянул газопровод к Шапечино.
Действительно, вслушиваясь в слова чиновника, разделяешь его точку зрения, что все работы ведутся на благо жителей поселка. Ведь бывает, что уличная сеть строится при долевом участии граждан, а тут — за внешние работы квартиросъемщик не платит ничего. Чем не забота государства о человеке? Газ — это комфорт, чистота в доме, котлы повышенной теплоотдачи можно регулировать самостоятельно, устанавливая ту температуру в доме, которая нужна потребителю. К тому же животноводы смогут постоянно пользоваться горячей водой. — Экономить можно уже на том, что жильцы сами смогут регулировать подачу тепла, — говорит Валерий Езерский. — Но люди не привыкли считать убытки, которые несет государство. А по котельной в Липовцах они составляли 900 миллионов рублей каждый год.
Позиция председателя райисполкома Ивана Возьмителя в данной ситуации такова: все должны быть в равных условиях, а значит, и помощь оказывается на равных. (Посильная и весьма значительная, повторимся, помощь: за проведение газопровода до дома люди не платят ни копейки.)
Выход есть всегда
Выходит, у каждой стороны своя правда? Власти выполняют предписание директивы и при этом облегчают жизнь людям. Люди же такому “облегчению” совсем не радуются, хотя против выполнения директивы ничего не имеют, а особо экономные уже успели подсчитать, что индивидуальное отопление — выгоднее (ведь если 900 миллионов в год — убытки котельной —  “раскидать” на пользователей услуг, цифры за отопление получатся более чем внушительные)...
Получается, все хотят одного и того же, а согласия почему-то нет. Может быть, не стоило торопиться с таким кардинальным изменением да еще фактически на пороге зимы. Ведь недаром в Директиве срок перевода домов на индивидуальные устройства отопления и горячего водоснабжения указан — “до 2010 года”. Чтобы власть на местах успела все как надо организовать, а люди успели собрать деньги. Ведь совершенно очевидно, что два месяца (как это получилось в Липовцах) — слишком малый срок, чтобы сельчане смогли собрать три (если брать по минимуму) миллиона рублей.
Что жители буквально за год нашли бы нужную сумму — даже сомневаться не стоит. Люди у нас понятливые и отзывчивые, если с ними по-человечески. К тому же в разговоре с жителями Липовцов лейтмотивом звучало: да, экономить надо, да, мы готовы в этом помогать и участвовать, но что нам теперь, на данный момент делать? Отопительный сезон уже открыт повсеместно, а в Липовцах в некоторых домах не то что котлы не установлены — даже не куплены по причине отсутствия финансовых средств.
Безвыходных ситуаций, как показывает жизнь, не бывает. Особенно если решать их сообща. Наверняка у власти найдутся какие-то дополнительные возможности людям помочь. А у людей наверняка найдется, что представителям власти предложить. Осталось только встретиться и конструктивно, без взаимных обвинений поговорить. И делать это надо не менее быстро, чем принималось решение об отключении домов от котельной. Холодно ведь...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter