Газета должна меняться...

На прошедшей неделе коллектив областной газеты “Гомельская праўда” принимал многочисленные поздравления — изданию исполнилось 90 лет. Все эти годы газета остается популярной и востребованной. Свидетельство высокого творческого уровня — “Золотая литера”, которой удостоен коллектив на 3-м Национальном конкурсе печатных СМИ в номинации “Лучшая областная газета”. Семь последних лет “Гомельскую праўду” возглавляет Сергей Беспалый. Примечательно, что в его послужном списке только одно это издание, менялись лишь занимаемые должности. Прошел служебную лестницу от первой ступеньки до самой высокой. Всего же проработал в газете без малого 22 года. В “ГП” стремился целенаправленно, в студенческие годы проходил здесь практику. А потому корреспонденту “НГ” было интересно общаться с руководителем, коллегой по цеху, выяснить его мнение относительно некоторых аспектов журналистского труда и всего, что с ним связано.

— Сергей Михайлович, сегодня активно дебатируется тема “близкого конца” печатных СМИ, мол, на первый план выходят  телевидение, радио, Интернет, попробуй составь им конкуренцию. Что вы думаете по этому поводу?
— Думаю, что это преувеличение. А вот с тем, что печатным СМИ сегодня приходится за своего читателя сражаться, согласен. Но в этом есть и положительный момент: завоевать подписчика можно только интересной, качественной продукцией. Потому наш брат газетчик вертится, думает-придумывает. А читатель выбирает, что для него привлекательней. Это и есть нормальные рыночно-творческие отношения. Считаю, что у газеты есть и достаточно серьезная ниша, отобрать которую другим СМИ довольно сложно, — это большое поле для аналитики, это, наконец, возможность подержать издание в руках, вновь вернуться к некогда прочитанному. Кстати, слухи о “преждевременной кончине” идут еще со времен появления телевидения. Но газеты как выходили, так и выходят и, уверен, будут выходить. Другое дело, каким тиражом, в каком виде, но над этим нужно работать.
— Нынешняя “ГП” очень отличается от прежней, той, какой она была лет 20 назад (называю тот временной промежуток, который могу отследить сама), десять и даже пять. Она совсем иная...
— Залог успеха любой газеты — это ее развитие, иная подача материалов, изменение верстки в соответствии с современными тенденциями и целый ряд других моментов.
Да, мы постоянно работаем в этом направлении, но при этом стараемся сохранить наш собственный стиль, свое лицо, чтобы не получилось так, что сегодняшняя “ГП” ничем не походит на своих прародителей. Что касается формата газеты и периодичности выхода, то мы настойчиво искали оптимальные варианты и остановились на трехразовом выходе в неделю с использованием двух форматов. И вообще сегодня в совокупности мы выпускаем больше полос, чем это было прежде, когда газета выходила пять раз в неделю.
— Такой сложный, хотя и не новый жанр, как журналистское расследование, далеко не часто встретишь в белорусской прессе, тем более на региональном уровне. У вас же он постоянно присутствует. Охотно занимаются этим журналисты?
— И добровольно, и принудительно. Каждый наш журналист должен хоть раз за год выступить с таким расследованием. Это достаточно востребованный читателем жанр, как сегодня говорят, рейтинговый. Проблем же, которые могут стать предметом расследования на страницах газеты, как вы знаете, пруд пруди. Читатель за их “распутывание” отвечает нам благодарностью. Журналистские расследования позволяют поднять на поверхность многие нюансы, подвигнуть к решению вопросов, которые ранее были трудноразрешимыми.
— А бывают ли недовольные после публикации расследований?
— Еще сколько! Приходят, звонят, выражают несогласие. Но когда все построено на фактах, на их убедительном анализе, то, как говорится, “крыть нечем”. Разумеется, этот  жанр требует мастерства от журналистов, умения выстроить систему аргументов.
— Насколько, на ваш взгляд, газета должна быть критичной?
— Критические материалы приветствуются. Но критика должна быть конструктивной, обоснованной. Мое твердое убеждение, и я настраиваю на это журналистов, — в ней не должно быть злобы. Вспоминается по этому поводу пример, когда редактор отдела выступила с критическим материалом по одному из районов областного центра. Сделано это было деликатно и дипломатично, но в то же время достаточно явно обнажились недостатки. Позвонил после публикации представитель районной администрации и не только признал критику, за которой затем последовали и “меры”, но и ... поблагодарил за статью.
— Как настраиваете людей на подготовку рейтинговых материалов?
— Один из моментов — творческое соревнование. Ежемесячно определяем лучшие материалы по самым разным номинациям: журналистское расследование, заголовок, дизайн, помощь конкретному человеку. Затем определяется лучший журналист по итогам года. Ему вручается именная статуэтка. Разумеется, все это сопровождается материальным поощрением, так что есть к чему стремиться.
— Болезненный вопрос для каждого творческого коллектива — взаимоотношения внутри него. Людям старшего поколения хочется оставаться в профессии подольше. Но некоторым в силу возраста присуща шаблонность. Молодежь же приходит с новыми идеями, свежим взглядом, но не всегда имеет  необходимые профессиональные навыки. Как найти золотую середину?
— Я за возрастной баланс. И он характерен для нашего творческого коллектива. Должны быть разные возрастные подходы в освещении жизни, разные точки зрения. Это обеспечит и разнообразие читательской аудитории. Конечно, есть издания, которые ориентируются на определенные возрастные, социальные группы, но мы заинтересованы в том, чтобы нашим читателем был и рабочий, и представитель интеллигенции, и студент, и пенсионер. А потому и стараемся предоставить тематический выбор. Практикуем целевые выпуски с расчетом на конкретную аудиторию. Но я за то, чтобы творческий коллектив всегда обновлялся “молодой кровью”. Это гарантия, что газету в доме будут читать не только родители, но и их дети. В противном случае она со временем уйдет из семьи, потом из подъезда и всего дома. Конечно, то, как сегодня пишут 22—25-летние, далеко не всегда адекватно воспринимается журналистами старшего поколения, порой болезненно, но так было всегда. Это вечная тема “отцов и детей”, мы стараемся не обострять внутри редакции противоречия, находить мудрые решения. Каждый занимается своим делом, своей тематикой.
— И еще один щекотливый вопрос. Наряду с творческим коллективом учредителями “ГП” являются областные власти — исполнительная и представительная. Насколько они вмешиваются в дела газеты, ощущается ли диктат с их стороны?
— Я желал бы такого “диктата” другим изданиям. Со всей ответственность говорю, что за все годы не припомню случая, чтобы кто-то из представителей областных властей звонил и диктовал, что писать и как писать. И позиция губернатора Александра Серафимовича Якобсона в этом плане твердая, он неоднократно подчеркивал, что мы партнеры, что власть работает для того, чтобы разрешать проблемы в обществе. На эти проблемы и на недоработки власти газета вправе обращать внимание. И это нормально.
— Спасибо за интервью. “Народная газета” поздравляет своих гомельских коллег с юбилеем! Процветания вашему изданию, а коллективу — творческих побед.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter