Экономический итог углеводородных переговоров

Газ: вопросы сняты

Газовый спор с Россией, длившийся год с лишним, наконец-то разрешен. Но спешить радоваться перспективе получения сверхдешевых углеводородов пока все же не стоит. Во-первых, заметную скидку на газ и нефть мы получим только в следующем году. А во-вторых, цена оговорена лишь на ближайшие два года. Что будет дальше – пока покрыто мраком тайны. Единственное, что известно: к 2025 году страны Евразийского экономического союза должны сформировать общий рынок энергоресурсов. Только к этому времени можно будет говорить о несомненных выгодах.

Фото bpb.by

Итак, спустя две недели после встречи Президентов Беларуси и России в Санкт-Петербурге мы получили практические результаты. Правительствам двух стран  удалось подписать пакет из 13 документов. В эфире телеканала «Беларусь 1» заместитель Премьер-министра Владимир Семашко назвал главным результатом восстановление объема поставок нефти. Для нашей экономики это очень важный момент — перерабатывать ежегодно не менее 24—25 млн тонн черного золота. Теперь минусы станут превращаться в плюсы.

Выгоду от практически полной загруженности наших нефтеперерабатывающих заводов Владимир Ильич оценил в 93 миллиона долларов. И это только в 2017 году. Кроме того, после модернизации российских НПЗ отпала необходимость поставлять наши бензины в Россию (раньше мы были обязаны реализовывать соседям не менее 1 миллиона тонн). Теперь же, продавая эти объемы в страны Западной Европы, мы сможем выиграть еще 150 миллионов долларов в этом году. В общем, по мнению заместителя Премьер-министра, до 2024 года «проблема решена».

Теперь по газу. Подписаны два соглашения: о цене на газ и о функционировании предприятия «Газпром Трансгаз Беларусь». Правда, подробности последней сделки не раскрываются – коммерческая тайна. А вот формула формирования цены для нашей страны известна: цена природного газа для Ямало-Ненецкого округа России плюс понижающие коэффициенты. Так, в 2018 году она составит 129 долларов (на 2% меньше, чем раньше) за тысячу кубометров, а в 2019-м — 127 долларов за тысячу кубометров (еще на 1,5% меньше).

Что нам это дает? Беларусь в год потребляет 20 миллиардов кубометров природного газа. Если перевести это в деньги, то получится, что по старой цене в 132 доллара мы платили за этот объем 2,64 млрд долларов. В следующем году мы заплатим на 60 млн долларов меньше. В 2019-м экономия составит еще 40 млн. В итоге — как минимум, 100 млн выгоды.

Если все сэкономленное сложить (и по газу, и по нефти), то получится, что в год мы будем выигрывать от нынешних договоренностей около 300 миллионов долларов. Заведующая кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития БГТУ Ирина Новикова рассказала мне, что увеличение конкурентоспособности наших предприятий со своей продукцией – это только один из эффектов экономии. Простым людям в этой ситуации интереснее то, что теперь не должна будет сильно скакать стоимость услуг ЖКХ. Ведь газ – это прежде всего отопление. Цифры в жировках, конечно, будут расти, но не так быстро. Еще более смелый прогноз экономиста — это возможное повышение зарплат бюджетников, которые напрямую зависят от наполняемости казны.

Но Ирина Новикова все же советует слишком больших иллюзий не питать. Все-таки до конца этого года мы, похоже, будем платить за газ по прежней цене — 132 доллара за тысячу кубов. Ведь действие нынешнего трехгодичного контракта на поставку газа истекает в конце 2017-го. Тем не менее проскакивала информация, что газ для Беларуси с 1 января подорожал на 6,81%, до 141,1 доллара за тысячу кубов. Хотя ранее Президент Александр Лукашенко говорил, что в этом году цена будет ниже даже прошлогодней – 130 долларов. Но окончательных заявлений о цене на газ для 2017 года пока не было. И еще не забывайте, что бюджет обременен долгом перед Россией в 700 миллионов долларов за природный газ, который мы уже потребили. 

Конечно, все могло быть гораздо хуже. Если бы нефтегазовый спор не был улажен, стоимость газа составляла бы 150 долларов за тысячу кубометров. Понятно, что белорусское правительство надеется и дальше снижать стоимость топлива, а в итоге выйти на равные с Россией цены на газ. Однако что будет происходить в мировой экономике к 2020 году, мы не знаем. Существующие прогнозы говорят: цены на нефть будут расти, а с ними и цены на газ. В таких условиях разговаривать в 2019 году о скидках будет тяжело.

kuletski@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter