Газ наш насущный

«Газпром» жестко прикрутил вентиль для Украины...
«Газпром» жестко прикрутил вентиль для Украины. Жестко во всех отношениях. И в объемах — объявленное вчера снижение поставок газа на 25 процентов в дополнение к 25%, урезанным в понедельник утром, означает, что нашей соседке оставят лишь половину потребностей в этом топливе. Хорошо, что зима закончилась...

Но самое главное — жесткость стратегическая. Ведь после приезда президента Виктора Ющенко в Москву и «достижения понимания» с Владимиром Путиным казалось, что «газовый» спор России и Украины потеряет остроту. Президенты договорились о цивилизованных отношениях. Но платежи из Украины так и не поступили. В итоге случилось то, что случилось...

Тут присутствует не только экономическая, но в равной степени и политическая бухгалтерия.

«Газпром» требует обеспечить выполнение договоренностей Владимира Путина и Виктора Ющенко от 12 февраля о новой схеме поставок, украинское правительство отказывается их выполнять. Более того, премьер–министр Украины Юлия Тимошенко выставила российскому концерну встречный ультиматум. Она просто взяла и ликвидировала одну из компаний–посредников, важных для московских схем поставок–расчетов. На поверхностный взгляд бескомпромиссная борьба Юлии Тимошенко с посредниками выглядит красиво, но эта позиция имеет один существенный недостаток: украинская сторона по–прежнему не погасила долг за поставки российского газа и не оформила документы на поставки топлива в нынешнем году... Во всяком случае, так говорят в «Газпроме».

Вчера президент Виктор Ющенко еще раз призвал правительство Тимошенко не провоцировать «газовую войну» с Россией. Тут начинается уже чисто внутренняя проблема «цивилизованных отношений». Президент сказал — премьер не выполнила... Что дальше?

В последнем интервью изданию «Зеркало недели» Юлия Тимошенко довольно дерзко высказалась о необходимости конституционной реформы с ликвидацией имеющегося сейчас двоевластия. «Придется обязательно устранить установленное за последние десять лет двоевластие в стране. Абсурдно, когда страной руководят два должностных лица — президент и премьер–министр — с практически полностью одинаковыми функциями и полномочиями», — подчеркнула она. Но это уже совсем другая история, продолжение которой мы, впрочем, скоро увидим и услышим.

Меня же во всех этих перипетиях больше всего задел вот какой момент. «Европейские потребители не пострадают», — заклинают с экрана представители и «Газпрома», и правительства Украины, пытаясь ударить друг друга побольнее. Эта фраза уже звучит как «Отче наш», как катехизис цивилизованного бизнеса. Но когда же мы научимся относиться так же трепетно не только к «европейским потребителям», но и друг к другу? И будем так же заверять: сталевары в Кривом Роге не пострадают... Хозяйки, варящие щи, не пострадают... Пенсионеры, платящие квартплату, не пострадают...

В конце концов, те, кто рядом, — не пострадают. Ведь, например, потери ОАО «Белтрансгаз» от сокращения транзита российского газа в Украину составляют 140 тысяч долларов в сутки. «Поскольку часть этих поставок осуществляется через территорию нашей страны по сетям «Белтрансгаза», для нас это означает уменьшение объема оказанных услуг и выполненных работ», — сказал представитель компании. Вот вам живой пример того, какой неразрывной цепью связаны поставщики, транзитеры и потребители газа.

Может быть, меня обвинят здесь в излишнем человеколюбии, дескать, бизнес есть бизнес и тут не до сантиментов... Не соглашусь. Знаете, что самое главное в любой солидной западной компании? Кредо. Кредит, кстати, восходит к тому же корню, и оба эти слова означают — верить. Да и сказал же сам Путин — «эти бумажки», то есть деньги, нам не нужны. «Нам нужны активы». А активы находятся в руках людей. Без доверия, без взаимопонимания партнерские отношения не выстроишь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter