Гастрольная суета

Гастроли московского театра "Содружество актеров Таганки" идут в Минске при полных аншлагах.
Гастроли московского театра "Содружество актеров Таганки" идут в Минске при полных аншлагах. Зрительский интерес к российскому театральному искусству навел на мысль узнать подробнее о гастрольном сотрудничестве Беларуси и России. Об этом корреспондент "СБ" беседует с начальником отдела театров Министерства культуры Вадимом ДАПКЮНАСОМ.

- Вадим Вячеславович, проходящие в Минске гастроли московского театра "Содружество актеров Таганки" - это результат недавней встречи Президента с творческой интеллигенцией?

- Встреча дала новый импульс. А началось театральное сотрудничество давно, наши связи не прерывались. Начиная с первых лет перестройки мы создавали международные фестивали, которые существуют и по сей день. Это и международный театральный фестиваль "Белая вежа" в Бресте, "Славянские театральные встречи" в Гомеле, фестивали кукольных театров и моноспектаклей в Минске и другие. Во всех этих форумах принимают участие коллективы из России, Украины, Польши, Германии, Франции.

- Однако фестивали - это мероприятие, предназначенное больше для обмена профессиональным опытом. Широкий зритель может знакомиться с зарубежным искусством через гастроли. Как у нас обстоят дела с этим?

- Гастрольные связи существуют и развиваются. В Минск постоянно приезжают российские труппы. Например, Ярославский академический театр, Калининградский театр, театры из Башкортостана и Читы. Сейчас планируются гастроли театра из Тюмени. Постоянно происходят обмены между нашими театрами и труппой из Брянска. ТЮЗ обменялся гастролями с коллективом из Екатеринбурга. Театр им. М.Горького побывал с гастролями в Москве. Вы знаете, что Купаловский театр возобновил свою "визитную карточку" - спектакль "Павлинка" Я.Купалы. И премьера состоялась в Томске. Это уникальный случай, потому что в 1944 году "Павлинка" была поставлена именно в Томске. Директор томского театра подарил купаловцам реликвию - кусочек сцены, на которой происходила премьера "Павлинки". После новой сдачи спектакля актеры белорусского театра с восхищением и гордостью рассказывали, что томичи, среди которых были зрители, видевшие еще первый вариант "Павлинки", 20 минут аплодировали стоя. Наша "Павлинка" также поставлена в Омске. В этом году купаловцы едут в Калининград на десятидневные гастроли. Янка Купала там воспринимается как свой классик. Пьесы нашего знаменитого драматурга Алексея Дударева, включая его новые произведения, идут почти в 20 российских театрах.

- Кстати, о Дудареве. Насколько мне известно, разница в законодательстве России и Беларуси не в пользу наших творцов. В том смысле, что российская сторона по каким-то причинам не платит авторских белорусским драматургам.

- Эта проблема уже решена. Теперь все причитающиеся деньги будут аккуратно перечисляться. Заключены соответствующие соглашения, которые оговаривают эти отчисления.

- Но существует еще проблема с суточными для гастролирующих артистов.

- Да, гастроли действительно стоят очень дорого. Это, например, объясняет относительно высокие, по сравнению с традиционными, цены на спектакли "Содружества актеров Таганки". Впрочем, 3 тысячи за спектакль московского театра - это не так уж и дорого. В ответ на это мы ставим условия о гастролях нашего театра и защите интересов наших артистов. Сегодня наши взаимоотношения строятся на общепринятых международных условиях. Принимающая сторона берет на себя проживание и питание. Отправляющая сторона отвечает за дорогу. Но нам бы хотелось, чтобы наши артисты, выезжающие на гастроли, имели суточные в соответствии с нашими нормами о командировании за рубеж. А во всех договорах на сегодняшний день артисты обеспечиваются питанием, а не суточными. А это 5 долларов вместо 20.

- В чем загадка: коммерческие структуры, которые привозят к нам московские антрепризы, умеют зарабатывать деньги, а министерства культуры не могут договориться о суточных?

- Коммерческие структуры привозят наших любимых артистов на один спектакль, и собрать кассу с этого несложно. А гастроли подразумевают показ всего репертуара, перевоз декораций, большой состав выезжающих. Это не коммерческое мероприятие. Это дорогое удовольствие.

- Неужели ситуацию нельзя исправить?

- Мы ее уже сегодня исправляем. Например, постепенно повышаем цены на билеты в театр. Но тут важно не перегнуть палку - чтобы билет все же был доступен большинству.

- А как это происходит в России?

- В сфере государственных театров - так же, как у нас. С той лишь разницей, что губернаторы сильно поддерживают свои областные и районные театры. Этот опыт достоин того, чтобы его перенять.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter