По официальной статистике, ежегодно около пяти тысяч наших граждан легально работают за границей. В Беларуси на постоянной основе трудится около одной тысячи иностранцев. Это законная трудовая миграция. Но существует и другая сторона медали. О наиболее интересующих граждан аспектах миграционной политики корреспонденту "НГ" рассказал первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь Алексей БЕГУН.
— Алексей Юрьевич, согласно оценкам экспертов, в Беларуси не вовлечено в легальную трудовую деятельность около одного миллиона граждан. Получается, что каждый третий трудоспособный житель не заявляет об источниках своих доходов.
— Дело в том, что в это число входят лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, занимающиеся домашним хозяйством, зарегистрированные в качестве безработных и те, кто не имеет возможности найти работу. Но основу указанной цифры составляют граждане, выезжающие на заработки за границу. Например, по подсчетам российских экспертов, в России ежегодно трудится от 150 до 300 тысяч белорусов. При этом официальная статистика называет цифры от трех до четырех тысяч человек. Разница между реальными и официальными данными серьезная. Тем более что речь идет о людях так называемого экономически активного возраста, которые, выпадая из поля зрения большинства уполномоченных государственных структур, не платят налогов. Конечно, каждый ищет, где лучше, что вполне справедливо. Вопрос в другом. Нелегальные труженики, ни копейки не вкладывая в бюджет, пользуются всем пакетом общественных благ и услуг, тем самым порождают феномен социального иждивенчества.
— Неужели нельзя помочь им спать спокойно, предварительно легализовавшись и заплатив налоги?
— Чтобы попытаться решить проблему, министерство планирует внести предложения, реализация которых поможет приоткрыть завесу тайны над нелегальными гастарбайтерами. В течение двух-трех месяцев будет проведен масштабный мониторинг всего экономически активного населения Беларуси. В отношении граждан, работающих за границей нелегально, мы планируем рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений в законодательство, которые позволят им, хотя бы в декларативном порядке, заявлять о своей оплачиваемой трудовой деятельности за пределами государства и без бюрократических проволочек платить соответствующие налоги в бюджет и пенсионный фонд.
— Интересы государства — это понятно. А как обстоит вопрос с защитой прав и интересов наших соотечественников, работающих за границей?
— Дело в том, что, может быть, неприятные для кого-то контролирующие меры большей частью направлены на обеспечение безопасности наших гастарбайтеров. Чтобы помочь им легально трудоустраиваться и не попадать в трудовую эксплуатацию и другие криминальные сферы. Подписанный с нанимателем легальный трудовой договор, где обозначены не только обязанности, но и права работника, защищает его от нежелательных последствий. Если человек отправляется работать на свой страх и риск, то его безопасность, не говоря уже о заработке, гарантировать практически нереально.
Например, российской стороной прорабатывается система учета всех категорий белорусских граждан, занимающихся там трудовой деятельностью. В то же время я хотел бы отметить, что потребность Беларуси в собственных строителях колоссальная — более 10 тысяч человек ежегодно. И зарплаты бывают не хуже российских. Кстати, в последнее время многие гастарбайтеры уезжают на заработки, можно сказать, по привычке.
— В соответствии с декретом Президента турфирмы обязаны информировать правоохранительные органы обо всех наших соотечественниках, не вернувшихся из-за границы по окончании тура. Много ли “невозвращенцев”?
— Мы уже начали регулярно собирать информацию о гражданах Беларуси, которые официально выехали за границу и не возвратились в установленные сроки. Это порядка 30—35 человек ежемесячно. По результатам контактов с представителями правоохранительных органов Евросоюза проблемы нелегального пребывания граждан Беларуси в этих странах практически не существует. Около двух третей белорусов не возвращается, например, из-за продления контракта в установленном порядке, поступления в местные вузы или смены статуса. То есть они вполне официально обозначиваются в стране пребывания, не нарушая законодательства.
— Легко ли стать беларусом, точнее гражданином нашей страны?
— В настоящее время иммиграционная политика Беларуси носит достаточно жесткий характер, который предусматривает своеобразные фильтры для получения гражданства и вида на жительство. Чтобы их пройти, необходимы серьезные основания. Например, вступление в брак с гражданином Беларуси, проживание в течение семи лет в стране, востребованная трудовая специальность, спортивные достижения и т.д. Не каждый иностранец (кроме граждан России) может беспрепятственно получить разрешение на проживание. Существующие основания и правила получения гражданства и вида на жительство исчерпывающие и пересмотру пока не подлежат.