Учитель составляет для школьников игры и задачи, которые помогают лучше узнать свою страну

Гармония в цифре

Анна Лисицкая: «Главное, чтобы ребенок на уроке не скучал».
Что общего у Гарри Поттера и делимости натуральных чисел? Как уложить в прокрустово ложе цифр семь чудес Беларуси? Где быстрее решаются задачки: в школе за партой или «в кафе у Джека»? Затрудняетесь с ответом? А вот школьники осиповичской СШ № 3 — нет! Занимательные задачи и интерактивные игры, которые составляет педагог Анна Лисицкая, помогают им взглянуть на предмет под новым углом зрения. Понять, что в арифметике, алгебре и геометрии есть много места для творчества. Неудивительно, что математика для многих ребят в итоге стала любимым предметом.

Нескучная алгебра

Уроки — время поиска и творчества. А вот на большой перемене можно и поговорить. Первым делом интересуюсь: когда сама новатор поняла, что математика и информатика — ее второе «я»? Анна Александровна сразу отметает ожидаемый ответ — нет, не с раннего детства: 

— С выбором профессии определилась, считай, в выпускном классе. Но настоящее увлечение математикой и информатикой пришло в студенческие годы — во время учебы в Мозырском государственном педуниверситете имени И.П. Шамякина.

Интерес заставил студентку замахнуться не только на бакалавриат, но и на магистратуру. А когда распределилась, нашла единомышленников в школе. В первую очередь, среди учеников. Нестандартный подход к алгебре и геометрии помог их оживить, приблизить к реальности — и превратить уроки в занимательные занятия. Во время уроков на уравнения, дроби или извлечение корня даже скучные задачи про водосбор или перелив воды в бассейнах получают наглядное воплощение — на интердоске. Мальчики и девочки также решают и другие, более житейские задачки. Например, какой туристический маршрут более практичный, а кредит более выгодный? Примечательно, что конкретные данные для заданий собирали дети. Шестиклассница Валерия Динина уточнила, какие: 

— Узнавали цены в магазинах, стоимость проезда или гостиничных номеров. 

И добавила, что они с одноклассниками учились составлять задачки и сами. Пока все высчитаешь, сложишь-поделишь, не только тему освоишь, но и другому запросто объяснишь!

Квесты, тренинги, игры

Один из ярких познавательных проектов Лисицкой — методическая разработка по математике для 6-го класса «Путешествие по семи чудесам Беларуси».

— Семь чудес нашей страны определили несколько лет назад — во время конкурсного отбора. Напомню, что в этот перечень вошли Брестская и Бобруйская крепости, Беловежская пуща, Софийский собор в Полоцке, костел в Будславе, Мирский замок, озеро Нарочь. Правда, информация в основном была разрозненной, и я решила ее систематизировать. А еще — соединить историю с математикой. Провела анкетирование, которое помогло узнать, как путешествуют дети, что при этом берут с собой, чем в дороге питаются, какие сувениры предпочитают. Все данные ввела в расчеты. С помощью специальной формулы теперь можно выяснить, во что обойдется тур на частном автомобиле либо автобусе. Дать ответы на вопрос, сколько будет стоить пересылка другу презента по почте, покупка еды в магазине и так далее. 

С помощью гугл-карт Анна Александровна объединила достопримечательности в единый плакат. Каждое из чудес указано на нем точкой, рядом ссылки на задания и полезная информация. Этот проект вошел в тридцатку лучших белорусских учебных разработок по математике. А всего претендентов было четыреста! 

Уроки будущего 

Автор уверена: процесс познания должен базироваться на возможности свободно мыслить, умении самостоятельно трудиться. Разумеется, очень важно, чтобы ребенку было интересно. Поэтому даже сам кабинет математики оформила так, чтобы ребенку было за что зацепиться взглядом. Никаких черно-белых плакатов с формулами — их заменили стенды с различными крае-видами, карточками-квестами, пестрыми таблицами с иллюстрированными формулами. Сегодня в активе педагога — электронный учебник по теме «Множество», игра-тренажер по геометрии и онлайн-игры, кроссворды. Она создала и специальный сайт, где есть программа для основных и дополнительных занятий для учеников с пятого по девятый классы. Несколько кликов — и ты можешь попасть в космос, оказаться в сказке или познакомиться с героями мультиков и кинофильмов. Правда, без знаний основ математики и правильного решения примеров до цели можно и не добраться. Но если воспользоваться подсказками — что повторить, на что обратить внимание, — сможешь финишировать очень удачно. 

На уроке математики ребята играют в игры и сами составляют задачки. Осиповичские школьники соревнуются классами и параллелями.

— Ребята используют также сервис интерактивных рабочих тетрадей, заполняют их и тут же проверяют с помощью QR-кодов. Тому, кто справился с задачей, бонус: возможность отправиться в виртуальное путешествие, которое я разыскала в интернете и прикрепила к нашим заданиям, — поделилась Анна. 

Мальчики и девочки соревнуются друг с другом, классами и параллелями. Будущие Пифагоры и Лобачевские также участвуют в конкурсах самых разных уровней — и занимают призовые места. Только международной онлайн-олимпиады «Фоксфорда» у них множество дипломов, в том числе самых высоких степеней. Воспитанники Лисицкой стали дипломантами в конкурсах научно-исследовательских работ «Таланты XXI века», «Патрыёт.by». А с проектом «ТехноИнтеллект» в этом году вышли на республиканский этап.

Постоянно подтверждает свой профессионализм и их учитель. Сайт Анны Лисицкой отмечен дипломом I степени в республиканском проекте с международным участием «Создавая завтрашний день». А разработка «Путешествие по семи чудесам Беларуси» представлена на конкурс «Современный урок математики» в Академии последипломного образования. 

Не по учебникам

С окончанием уроков школьные темы не затухают: муж и мама Анны тоже педагоги, причем из этой же школы № 3. К слову, Марк Лисицкий также преподает математику. А Елена Янюк — английский. Она признает:

— Если вчера дочка училась у меня, то сегодня мне есть чему у нее поучиться. В частности, Анна помогла разработать сайт, с помощью которого могу заниматься с детьми онлайн. Вместе мы создали и электронное сопровождение к учебнику английского языка по одной из тем для 6-го класса — с интерактивными заданиями по лексике. 

Инновационные подходы — а осиповичская СШ № 3 именно на них и базируется! — повышают интерес детей к уроку, помогают лучше усвоить услышанное и увиденное. Помогают закрепить материал и настольные игры, которые мама и дочка разрабатывают сами: от составления заданий до ламинирования готовых карточек. «На уроке в классе с 30 учениками их использовать проблематично, — констатировала Анна. — Но они отлично подходят для перемен: и материал можно повторить, и глазам дать отдохнуть от гаджетов». Такие обучающие игры — большая редкость, в интернете их не найдешь. Зато в библиотеке Лисицкой и Янюк накопилось немало. 

markova@sb.by

Фото автора и Марка Лисицкого.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter