О народных инструментах и музыкантах-самоучках

Гармони голос одинокий

Не кажется ли вам, что в последнее время музыканты-народники как «класс» исполнителей сдают позиции? Мне не кажется, я знаю, что так оно и есть.  Процесс начался не сегодня и не вчера. Но когда музыкальное пространство заполнено низкопробной попсой, тоже нужно как-то выживать. Я бы даже сказала, отвоевывать свое место под солнцем. Почему? Все просто: народные инструменты — часть аутентики, составляющая национальной культуры, если хотите, народной души.


Признаюсь, еще 10 лет назад, будучи студенткой, сама с оглядкой смотрела на народные инструменты. Да куда там — однокурсники пытались «подсадить» на разношерстный музыкальный мейнстрим того времени: рок, рэп, регги... Классику и фолк сверстники считали атавизмом, чем-то старомодным и малоинтересным. Благо имею начальное музыкальное образование, поэтому всегда с легкостью прогоняла через собственное «сито» тот или иной звуковой «мусор». Пришла к выводу: и в роке, и в фолке есть одинаково достойные (с точки зрения гармонии, мелодии, ритма и так далее) вещи. Разница лишь в том, что то же раскрученное «тяжелое» направление пиарят, на его продвижении научились делать бизнес. А вот народные мотивы зачастую не имеют коммерческого успеха. Просто потому, что органично, допустим, исполнять всем известную «Купалiнку» в классическом варианте — вообще а капелла. Или «Цячэ вада ў ярок» — в сопровождении баяна. Это естественная среда обитания народной музыки, нашей, родной, той, что и отличает нас от других национальностей. И в этом процессе не последнюю роль играют маленькие, самобытные коллективы из глубинки, которые, как правило, и специализируются на фольклоре.

Благодаря как раз рядовым ансамблям СДК и клубов народные инструменты (а за ними и песни с танцами) продолжают жить. Возьмите любой район Беларуси — безошибочно найдется блестящий народный коллектив, который способен зажечь публику похлеще, чем титулованные звезды. А музыканты из народа, те самые самоучки-любители? На любимых двухрядках зажигали они, было время, и на сельских танцах, и на всяких деревенских праздниках. Что сейчас? Гармонистов-баянистов нынче днем с огнем не сыщешь: хорошо, если один на десяток сел найдется. Почему-то мало кто хочет  взяться за грамотный промоушен инструмента. 

Помню с детства знаменитую передачу «Играй, гармонь». Папа смотрел с упоением ее, а потом взял да и купил себе «Тульскую». Слава Богу, у отца и со слухом, и с голосом все в порядке, поэтому начал осваивать двухрядку. Это была его детская мечта: вырос в простой сельской семье, где на музицирование не было ни времени, ни финансов. Заволокин (автор названной выше передачи) просто утвердил, видимо, папу в правильности его устремлений. Самостоятельно отец освоил инструмент. А когда берет его в руки, да если на публике, — отбоя от желающих его послушать нет. И не потому, что профи высочайшего класса. Весь секрет — в репертуаре. Львиная доля его — фольклор, те самые композиции, которые знает и поет наш народ не одно поколение.

uskova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter