Власти, министерства, депутаты и юристы решают, как быть с заброшенными и полуразрушенными гаражами

Гаражный вопрос

Суть проблемы

11 ноября под руководством заместителя председателя Палаты представителей Валерия Мицкевича в режиме видеоконференции прошло совещание на тему правового регулирования деятельности гаражных кооперативов. По словам Мицкевича, поводом для обсуждений этой сферы стали многочисленные обращения избирателей. Мицкевич отметил, что несовершенство правового регулирования, касающегося гаражных кооперативов, рождает много проблем: «Время изменилось, люди сегодня меньше используют эти объекты по назначению. К тому же основная их масса строилась давно. Есть также проблема учета. Многие собственники поменялись, и теперь руководители гаражных кооперативов не могут их найти». По мнению Валерия Мицкевича, если ничего не делать сегодня, то проблема будет нарастать. В пример Валерий Вацлавович привел недавний случай в минском гаражном кооперативе, где в результате взрыва произошло обрушение железобетонных перекрытий на площади около 200 квадратных метров. В итоге полностью разрушено четыре гаража, еще два частично повреждены, также повреждено семь легковых автомобилей. К счастью, обошлось без пострадавших.

ФОТО АРТУРА ПРУПАСА.

О том, что проблема действительно есть, рассказал и первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома Александр Балашенко: «Мы с этой проблемой столкнулись остро во время строительства путепровода-дублера улиц Якубовского — Загородное шоссе. При этом так и не смогли ее решить. Считаем, что появление механизма влияния на эту сферу позволит навести порядок и наладить регулярную уплату взносов».

 Участники встречи отметили, что действующим законодательством не предусмотрена примерная или типовая форма устава гаражного кооператива. Это также приводит к нарушениям. Во-первых, возникают проблемы с принятием управленческих решений. Граждане жалуются на действия председателей, просят провести проверку легитимности правлений кооперативов. Во-вторых, не все владельцы или пользователи гаражей вступают в члены кооператива, соответственно, не уплачивают взносы.

«В связи с большим количеством гаражей, которые длительное время не используются их владельцами или находятся в аварийном состоянии, отдельной строкой можно выделить проблему правонарушений, совершаемых в гаражном секторе, в том числе осуществление незаконной предпринимательской деятельности», — отметил Валерий Мицкевич.

Не с правовым, а скорее с экономическим взглядом на проблему выступил Владимир Хлабордов, начальник юридического управления Министерства экономики. Анализ, проведенный министерством, показал, что использование мест стоянки личных транспортных средств гаражей или стояночных кооперативов кардинально изменилось, особенно относительно стоимости автомобиля: «Если в советские времена гаражи использовались как места ремонта владельцами своих автомобилей, то сегодня с этой целью их используют намного реже».

Представитель Министерства экономики уверен, что потребность в гаражах как объектах недвижимости стационарного типа уменьшается. Особенно если они удалены от мест проживания владельцев.

Последствия недавнего взрыва в одном из минских гаражных кооперативов.

Что предлагается?

Участники видеосовещания предложили следующие варианты решения проблем. Во-первых, утвердить примерную или типовую форму устава гаражного кооператива: «На наш взгляд, — отметил Валерий Мицкевич, — это упростит создание и деятельность такого объединения, будет стимулировать граждан на вступление в члены кооператива, усилит защиту прав добросовестных владельцев гаражей, а также отрегулирует деятельность кооперативов». Кроме того, участники встречи пришли к выводу, что совершенствования требует и порядок возмещения кооперативу гражданами, которые не являются членами кооператива, уплаченных земельного налога и налога на недвижимость, расходов, связанных с эксплуатацией общего имущества: «Невозмещение этих налогов и расходов, неуплата членских взносов создают проблемы, связанные с обеспечением соблюдения санитарных и противопожарных норм, правил благоустройства территории», — отметили участники встречи, предложив закрепить в законодательстве предельные сроки внесения взносов. Сегодня они не обозначены.

Как же решить проблему с определением собственников бесхозных гаражей? Участники встречи рассказали о случаях, когда граждане после смерти владельца гаража по разным причинам не регистрируют право собственности. Один из вариантов — обязать кооперативы передавать соответствующим государственным органам сведения о смерти владельца гаража, признании его недееспособным и т.д. Участники встречи приняли решение создать рабочую группу по выработке решений для этих и других вопросов.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter