Гаражный тупик

МОЖНО ли чем-то владеть, будучи уверенным в законности собственных притязаний, а в один прекрасный момент оказаться у разбитого корыта? Искать правду в различных инстанциях, в том числе и в судах?.. Вот и житель Новогрудка, пенсионер Федор Гуща, что называется, «попал». А все закрутилось, когда надумал он подтвердить свое право собственности на гараж и добиться выделения земельного участка для его обслуживания.

В него угодил еще в прошлом веке, сам о том не подозревая, житель Новогрудка Федор Гуща. Выбираться приходится теперь... через суды.

МОЖНО ли чем-то владеть, будучи уверенным в законности собственных притязаний, а в один прекрасный момент оказаться у разбитого корыта? Искать правду в различных инстанциях, в том числе и в судах?.. Вот и житель Новогрудка, пенсионер Федор Гуща, что называется, «попал». А все закрутилось, когда надумал он подтвердить свое право собственности на гараж и добиться выделения земельного участка для его обслуживания.

«Чтобы избежать кривотолков...»

«21 июня 2010 года я обратился в суд Новогрудского района с исковым требованием о признании законности построения моего гаража, — читаем в письме Федора Гущи в редакцию «БН». — На такой шаг вынужден был пойти после того, как райисполком отказал мне в законном оформлении документов на земельный участок и гараж, который на нем построен.

А предыстория появления гаража такая: с 1956 по 1966 годы я служил в Советской Армии. В 1962-м получил квартиру во втором военном городке в Новогрудке — по улице Буденного, д. 25, кв. 2. С 1970-го продолжил службу, но уже в милиции. Через четыре года приобрел мотоцикл — для его хранения мне и потребовался гараж. С письменным заявлением обратился к тогдашнему председателю горисполкома. Получил ответ, что нужно предоставить все накладные на приобретенные стройматериалы. Даже на гвозди брал счета! Через некоторое время написал повторное заявление на выделение участка земли под строительство гаража. И получил разрешение на возведение сарая, а не гаража. Обратившись к председателю горисполкома повторно, уточнил: почему все-таки сарай, а не гараж? И не возникнет ли у меня потом проблем? На что чиновник мне доброжелательно разъяснил: дескать, сотрудникам МВД под строительство гаражей земля не выделяется, чтобы «избежать лишних кривотолков в народе». Но «ты, мол, Федор Филиппович, строй что тебе надо, а если возникнут проблемы — решать будем вместе…»

Оговоримся сразу: с тех пор Федор Гуща переселился в другую квартиру, в дом № 25-а по улице Чехова. Все эти годы спокойно пользовался гаражом, платил земельный налог, исправно рассчитывался за потребляемую электроэнергию. Но вот прочитал как-то в «Белорусской ниве» о мытарствах с наследством пожилой сельчанки Валентины Рандаревич из Докщицкого района и решил заранее «облегчить жизнь» своим же наследникам. Гараж, о котором идет речь, бывший милиционер (имеющий, к слову, за годы службы в органах внутренних дел более двух десятков поощрений, благодарностей) планирует оставить внуку. Но не на словах, а законно, чтоб все бумаги в порядке были. И вот тут процесс застопорился. В райисполкоме Федора Гущу огорошили: «Мне сказали, что все эти годы я незаконно пользовался и земельным участком, даже гараж построил самовольно! И вообще, он подлежит сносу. Как же так?! Что будет дальше? Сейчас мне идет 76-й год, здоровье имею не богатырское, финансами огромными не располагаю. Смогу ли перенести куда-то гараж?»

Будет снос? Или...

Чтобы прояснить ситуацию (главным образом — будущее спорной постройки), я первым делом отправилась в Новогрудский райисполком. Юрий Колонович, заместитель председателя райисполкома, курирующий вопросы строительства, при встрече заметил, что суды района и области отказали Федору Гуще. Значит, претензии владельца гаража — безосновательны?

— В том месте, где стоит строение Гущи, есть и еще несколько таких же гаражей, — пояснил Юрий Колонович. — Какие планы? Навести порядок на этом пятачке.

— Выходит, если не узаконит человек гараж, то вполне может постройку потерять? Ее попросту снесут? — интересуюсь у собеседника.

— Все должно быть оформлено по закону, — отвечает Юрий Александрович. — Между прочим, обратите внимание на то, что, согласно решению 13-71 Новогрудского горисполкома от 19 июля 1975 года, Федору Филипповичу разрешалось строить вовсе не гараж, а сарай. Нужно в этом деле строго придерживаться порядка. Представьте, какой хаос будет, если допустим строительство гаражей где попало! И позволим узаконивать все строения, даже те, на которые нет документов…

— Я была один раз на суде, когда рассматривалось дело о гараже Федора Гущи, — дополняет Жанна Гайдук, ведущий специалист отдела архитектуры и строительства Новогрудского райисполкома. — Действительно, у человека нет никаких документов — ни на само строение, ни на земельный участок, под него отведенный. Да, есть разрешение, датированное 1975 годом. Но, по логике вещей, гараж или сарай должен быть по улице Буденного? Однако он сейчас находится в районе Юбилейной. Соседние гаражи, к слову, почти все «самоволка». А коли не узаконены, то пойдут под снос. Есть генплан застройки этого микрорайона, согласно которому в этом месте могут построить высотный многоэтажный жилой дом. Когда? И понадобится ли вообще этот участок земли городу? Пока же Федора Гущу с его гаражом никто не трогает. Хотя человека, конечно, понять можно — ему хочется передать нажитое по наследству. Но не смог он представить в судах убедительных доказательств того, что построился законно...

Эмоции в сторону, документы — на рассмотрение!

Почему же Федор Филиппович стал строить гараж-сарай в этом конкретном месте?

— После обращения к архитектору города по вопросу выделения участка под строительство мне показали место в торце сараев, относящихся к домам военнослужащих. На тот момент место было пустое, бросовое, — вспоминает сейчас Федор Гуща. — Во время строительства ко мне приезжала комиссия из воинской части, запрета не поступило, так я закончил и гараж. Уже сейчас, когда начались многочисленные судебные разбирательства, пытался добиться, чтобы представили какой-нибудь план того участка, где находится мой гараж. Это ходатайство осталось неудовлетворенным. Второе было о том, чтобы получить справку, когда же по решению горисполкома был отпущен первый земельный участок под строительство других гаражей на этом «пятачке» (их там стали строить с 1976 года). И, наконец, третье мое ходатайство — на него тоже не последовало ответа. Почему 35 (!) лет простоял гараж и никто из представителей местной власти, земельной службы, архитекторов его не заметил?

Процитируем выдержку из того самого решения 13-71 Новогрудского горисполкома:

«Разрешить гр-ну Гуще Ф.Ф., проживающему по улице Буденного, д. 25, кв. 2, строительство сарая из пустаков. Настоящее решение действительно при наличии проектно-сметной документации, утвержденной архитектором города».

Будь сейчас у пенсионера на руках та самая проектно-сметная документация, то иной бы велся разговор...

Суды определились...

Дело рассматривалось в суде Новогрудского района и Судебной коллегии по гражданским делам Гродненского областного суда. Обе судебные инстанции сошлись в одном — Гуще отказать. В определении Судебной коллегии, в частности, говорится, что возведен капитальный гараж не только без соответствующего разрешения, но и не на отведенном для этих целей земельном участке. Гуща Ф. Ф. допустил самовольное строительство и в силу п. 2 ст. 223 ГК Республики Беларусь прибрести право собственности на него не может.

«Ссылка на положения ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле как на основание для выделения ему земельного участка на правах аренды в границах возведенного гаража безосновательна, поскольку, возведя гараж при названных выше условиях, утверждать о том, что он пользовался земельным участком под ним, самим гаражом добросовестно, оснований не имеется. То же обстоятельство, что Гущей Ф. Ф. вносились платежи за используемую электроэнергию, а также уплачивался земельный налог, о приобретении как права собственности на самовольную постройку, так и права на выделение ему земельного участка не свидетельствует».

Позже Федор Гуща подал надзорную жалобу на решение суда Новогрудского района и на определение Судебной коллегии по гражданским делам Гродненского областного суда. Ответ получил в мае 2011 года — жалобу оставили без удовлетворения.

...И генплан нельзя нарушать

— Суды принимают свои решения, основываясь на документах, а не на эмоциях, — рассуждает Жанна Гайдук. — Вот и мы не можем пойти на нарушение генплана застройки. Может так получиться, что и сын, и внук Федора Филипповича смогут этим гаражом пользоваться, но узаконить его нет, по нашему мнению, никакой возможности... Тут два варианта — можно приобрести место и, соответственно, участок под гараж в каком-либо из современных гаражных кооперативов, куда и перевезти строение, предварительно его разобрав. Или — продолжать пользоваться, не узаконив.

Жанна Борисовна говорит, что есть в городе и другие подобные случаи, когда пользуются, по сути, гаражами-«самоволками». С таким незаконным строительством, утверждает собеседница, «конечно же, боремся, но если не нужен тот или иной участок городу, то и не трогаем до поры до времени владельцев таких строений».

Кабель, теплотрасса, две трубы

— А может, не стоит вам так уж напрягаться — пользуйтесь гаражом, а наследники потом пусть сами думают, как быть? — спрашиваю у Федора Филипповича.

— Нет, ведь если не добьюсь теперь, то гараж моему внуку на законных основаниях точно не достанется! — горячится собеседник. — Мне вот еще что покоя не дает. Примерно в середине восьмидесятых годов тут построили вот эту девятиэтажку, потом — еще два дома… Видели, что гараж стоит. И не только мой, кстати. Почему ж не потребовали узаконить, как положено?! Не тормошили нас, владельцев, по их версии, «самовольных»? Тогда, к слову, не действовал Кодекс о земле, и шансов узаконить строение было куда меньше.

— Но я, почитай, все эти годы был твердо уверен, что и строился, и пользуюсь гаражом законно! — продолжает Федор Гуща. — На мой взгляд, и местная власть, и суды проигнорировали статью 44 Кодекса Республики Беларусь о земле. Уверен в собственной правоте и постараюсь отстоять свои права...

Оксана Романюк, заведующая юридической консультацией Новогрудского района, адвокат, говорит: да, ситуация сложна, но и довольно типична для нашего времени. Особенно, если касается сферы земельных отношений.

— В свое время не были сделаны как следует соответствующие документы, вот и возникли проблемы у Федора Гущи, — говорит Оксана Борисовна. — Кто виноват, должен нести ответственность? Мне сложно судить, поскольку моей задачей как адвоката было так оформить исковое заявление, чтобы максимально приблизить истца к результату. Сегодня есть решение суда, которое для меня имеет юридическую силу.

Что будет дальше? У Федора Филипповича есть возможность подать еще надзорную жалобу в Верховный суд. В надежде, что вышестоящая судебная инстанция признает решение низшей незаконным и отправит дело на повторное рассмотрение...

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

НА СНИМКЕ: Федор ГУЩА твердо намерен и дальше «сражаться» за свой гараж.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter