Гаражный автосервис выходит из тени

Гаражный автосервис раздвигает туман

Сколько копий сломано в полемике вокруг теневого автосервиса!..
Сколько копий сломано в полемике вокруг теневого автосервиса! Тема исчерпана: с 1 ноября гаражи, расположенные на территории кооперативов, можно использовать в качестве автомобильных мастерских. Разрешение на это дает указ, подписанный Президентом 17 сентября. Владельцам автомобилей смысл документа понятен: машина есть практически в каждой семье, требует ремонта и ухода, но автосервис с этим не справляется. Доказательством тому очереди на станциях техобслуживания, в которых приходится томиться часами, а то и днями. Хотя неисправность машины, как и недомогание человека, требует немедленного вмешательства: это буквально жизненная необходимость. Скрытый резерв автосервиса - умельцы-одиночки, которые испокон веку в своих гаражах делают то, что официальные СТО не успевают и за что вовсе не берутся. До недавнего времени они работали нелегально. Теперь наконец на законных основаниях.

Некоторые СМИ уже поспешили нас обрадовать: в гаражах, дескать, повсеместно открываются станции техобслуживания. Насколько оправдан оптимизм?

Цифры и... факты

Для начала напомним, что предложения легализовать гаражный автосервис выдвигались давно, но встречали возражения. Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, квалификацию ремонтника и качество работы контролировать трудно. Примерно такие аргументы выдвигались и во время дискуссии в конференц-зале "СБ" "Автосервис: утомленные тенью", которая состоялась в июне прошлого года. Споры закончены. Легализация гаражного автосервиса предполагает, очевидно, и его качество, и безопасность. 

Еще в начале недели сообщалось о 16 ремонтных мастерских, расположенных в кооперативах, а уже через два дня начальник управления Минторга Валентина Левковская назвала корреспонденту "СБ" другие цифры: 66. Это без учета Минска и Гомельской области, по которым статистики пока нет. Среди районов-лидеров был назван Дзержинский: здесь действует 12 автомастерских (для сравнения, в Могилевской области их 19).

Павел Юхневич, заместитель председателя райисполкома по экономике, объясняет это тем, что в районе работать с индивидуальными предпринимателями начали еще летом, задолго до выхода указа. Но делает существенное, принципиальное уточнение. Названные цифры - 12 мастерских - не нужно понимать так, что именно столько было зарегистрировано с начала ноября. Сделать это в строгом соответствии с нормами указа за столь короткое время просто нереально: только на приведение уставов кооперативов в соответствие новым требованиям отводится полгода.

Гладко будет на бумаге

Сейчас зарегистрироваться в качестве ИП очень просто. Нужно прийти в отдел экономики с заявлением, копией паспорта, двумя фотографиями и чеком, подтверждающим оплату. Все! Не надо свою квалификацию подтверждать, помещение и оборудование показывать, разрешения получать. Регистрируешься в налоговой инспекции, покупаешь кассовый аппарат, книгу замечаний и предложений - и работай! 

Это прежде в свидетельстве о госрегистрации предпринимателю предписывались виды деятельности, которыми он имел право заниматься. Сейчас этого нет даже в уставах юридических лиц. Поэтому сегодня, условно говоря, человек может ремонтировать машины, завтра заниматься перевозками, послезавтра - торговать, а потом вовсе свернуть деятельность. 

Предпринимателей в районе множество, все они на учете, но райисполком поименно учел именно тех, кто платит налоги, то есть легально занимается именно автосервисом, причем на территории гаражных кооператив. Таковых и оказалось 12. Не факт, что все они останутся в этом бизнесе. Часть уже сейчас приостановила свою деятельность, другие, так сказать, снизили обороты. Почему? Присматриваются, думают, считают. 

Теперь для легализации им требуется получить выписку из решения общего собрания кооператива или его исполнительного органа, подготовить гараж и его оснащение, которые инспектора должны будут оценить. Но это не самое сложное. Главные препятствия - сертификация и согласование с санитарно-эпидемиологическими службами - ждут потом. Не все предприниматели сумеют их преодолеть. Некоторые, возможно, уйдут из бизнеса, полагает Павел Юхневич. Как руководитель и водитель он знает, что даже на легальных станциях техобслуживания не все виды работ могут быть сертифицированы. Ремонт двигателя, например, требует и подтвержденной квалификации персонала, и серьезного технического оснащения. Редкий умелец-самоучка сможет то и другое гарантировать, хотя в моторах разбирается. 

Возможны варианты

Сергей Володько имеет и знания, и опыт, и авторитет. В боксе гаражного кооператива "Пограничник" он ведет свое дело легально, то есть зарегистрирован и платит налоги. Работает уже 8 лет, получив в местном училище, ныне колледже, специальность "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей". Специализируется исключительно на глушителях. Неподалеку в гаражах работают еще двое его коллег. 

Фактически, говорит Сергей, кооператив уже дал согласие на мой бизнес. Иначе не позволил бы повесить электросчетчик и пользоваться энергией. Платит за нее Сергей, кстати, по промышленным тарифам. Помимо счетчика, из оборудования в боксе лишь яма, сварочный аппарат, баллон с углекислотой... Все остальное - мелочь, аккуратно разложенная по стеллажам в банках и коробках.

Сергей твердо намерен пройти всю процедуру легализации, предусмотренную новыми правилами. Почему? Не бросать же дело, которое кормит его столько лет. Но пока не имеет даже документального согласия кооператива. Где получать сертификат, знает лишь приблизительно: институт стандартизации в Минске, где он уже был 8 лет назад. Синие штампы учреждения стоят на толстой иллюстрированной книжке ("Автомобильные кузова: пособие по ремонту") и двух пособиях потоньше. Сборник "Приемка, ремонт и выпуск автомобилей" издан... Министерством автомобильной промышленности СССР. 

Это говорит лишь о том, что Сергей - работник основательный. Дело свое любит, трудится по 6 дней в неделю и вечером, бывает, не имеет сил даже на телевизор или компьютер. Но более всего его страшит перспектива хождения по кабинетам. Он готов много заплатить, чтобы все, кто нужно, приехали сюда, в гараж, чтобы на месте все сертифицировали и выдали нужные бумаги. 

В местный бюджет он платит и без того немало: в среднем по 100 евро в течение 11 месяцев. Легко подсчитать, сколько отдал за 8 лет. Поэтому кое-кто из тех мастеров-ремонтников (из тех, что не спешат легализоваться) крутит пальцем у виска: уже скопил бы на приличную машину. Насчет таких Сергей почти уверен: из теневого автобизнеса не выйдут. Напротив, кто-то из легальных, вероятно, в него вернется. Свои перспективы оценивает осторожно. Сейчас ему проверками не досаждают. Но сертификация предполагает и последующий контроль, а придраться, как известно, можно и к столбу. Так вот, если затерзают проверками, придирками и штрафами, Сергей и для себя не исключает возвращения в тень: "Закроюсь и перееду в другое место. Без клиентов не останусь". В районе три крупных гаражных массива (два в Дзержинске и один в Фаниполе), где в основном и сосредоточены потенциальные работники легального рынка автоуслуг. Они нужны району, хотя в нем уже действуют 11 официальных станций технического обслуживания, расположенных в специальных помещениях и хорошо оснащенных. Но их не хватает. Дзержинский район - один из самых моторизованных в стране. На 62 тысячи жителей здесь приходится 40 тысяч зарегистрированных автомобилей! За абсолютную точность П.Юхневич не ручается: цифры меняются быстро. 40 тысяч - это с учетом коммерческих, но их ведь тоже нужно ремонтировать.

Ключ успеха

Хотелось бы, конечно, надеяться, что сотни и тысячи умельцев по всей стране, сейчас незаметно работающих в своих гаражах - мотористы, кузовщики, электрики, специалисты по тормозам и подвеске, - вскоре ринутся в райисполкомы за получением статуса предпринимателей. Представим, что каждый из них будет платить в бюджет по 100 евро в месяц... Но лучше, пожалуй, не поддаваться чрезмерной эйфории и прислушаться к осторожному мнению Сергея Володько, работника профессионально подготовленного, опытного и при этом законопослушного.

Лучше согласиться с Павлом Юхневичем, который смотрит на вещи трезво: все проблемы автосервиса сразу не решатся. Предстоит сложная работа, она в самом начале, ее эффект прогнозировать сложно. Но признает важность новаций и готов для их успеха потрудиться. 

Такой же позиции придерживаются и в Минторге, где пока воздерживаются от прогнозных цифр и выбирают пошаговую тактику действий. Сегодня, кстати, здесь проходит семинар для председателей гаражных кооперативов Минска, которых в городе 280. Приглашена половина. В повестке дня - тонкости процедуры внесения изменений в уставы, особенности санитарно-гигиенических требований, сертификации услуг. Принципиальная установка Минторга: кооперативы и местные власти должны не препятствия чинить, а помогать предпринимателям. Затем подобные мероприятия будут организованы в регионах. Их побочная задача - установить обратную связь, понять реальные проблемы и подводные камни процесса. 

Вот, кстати, проблема, на которую обратил внимание П.Юхневич: запредельные цены фирменного автосервиса, отчасти стимулирующие теневой бизнес. У меня, к примеру, села батарейка на ключе с электронным чипом: я полгода открывал машину вручную, поворотом ключа. Потом оказалось, что его нужно перепрограммировать. На фирменной СТО сказали, что машину придется оставить на неделю и что-то привезти из Германии, назвали цену, от которой стало не по себе. Но знающий человек дал телефон умельца, который "перепрошьет" ключ при мне и гораздо дешевле. Вы бы какой вариант выбрали?

Советская Белоруссия №230 (24367). Пятница, 6 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter