Гараж в райцентре больше, чем гараж...

Практически в каждой семье есть легковушка, и порой далеко не новая. Рано или поздно она ломается, перед владельцем встает вопрос: где ремонтировать? Два пути: пойти на сертифицированное СТО или к «дяде Ване» в гараж, каких много не только в крупных городах, но и небольших райцентрах. Нелегальные эти «дяди Вани», как выясняется, совсем не бедствуют. А почему? Потому что основные клиенты незарегистрированных СТО — не очень богатый класс, который не всегда может позволить себе выложить кругленькую сумму на ремонт и обслуживание своего автомобиля. Он отдает автомобиль в руки нелегалов. Что должно измениться в ближайшее время после вступления президентского указа в силу? И что происходит сейчас? Об этом — в теме номера «БН».

КАК СООБЩАЛА «БН», глава государства Александр Лукашенко подписал 17 сентября Указ № 432 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 43», который направлен на легализацию оказания услуг автосервиса в гаражных кооперативах и усиление ответственности за незаконную деятельность в этой сфере

Практически в каждой семье есть легковушка, и порой далеко не новая. Рано или поздно она ломается, перед владельцем встает вопрос: где ремонтировать? Два пути: пойти на сертифицированное СТО или к «дяде Ване» в гараж, каких много не только в крупных городах, но и небольших райцентрах. Нелегальные эти «дяди Вани», как выясняется, совсем не бедствуют. А почему? Потому что основные клиенты незарегистрированных СТО — не очень богатый класс, который не всегда может позволить себе выложить кругленькую сумму на ремонт и обслуживание своего автомобиля. Он отдает автомобиль в руки нелегалов. Что должно измениться в ближайшее время после вступления президентского указа в силу? И что происходит сейчас? Об этом — в теме номера «БН».

Цивилизованный путь удобен всем

Николай первый раз узнал про автосервис еще в школьные годы на оздоровлении в Испании. Зарубежная семья, где жил, вела свой бизнес, оказывала услуги по ремонту автомобилей. Загорелся реализовать такую же идею у себя дома. В 2005 году открыл в райцентре СТО (называть полные имена и райцентр не стану по понятным соображениям. — К. К.). На арендованной площади. Со временем станция разрослась до масштабов комплексной. В ней условия по ремонту, почти как у дилеров ведущих производителей автомобилей. Шиномонтаж, компьютерная диагностика, сварка, развал-схождение. Нет запчастей к автомобилю? За сутки привезут любую и установят оперативно! И все через кассу — по закону.

Казалось бы, отбоя от клиентов быть не должно. Но это далеко не так. Проблема заключается в самой системе сферы услуг по ремонту легковушек: в любом райцентре «цветет» нелегальный автосервис, отнимая у легального доход, а у государства налоги…

— Когда открывались, закупили первый «бэушный» подъемник, прошли необходимые согласования — разрешения МЧС, инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологической службы, органов сертификации. Дело в том, что если оказывать услуги, которые могут угрожать жизни и здоровью, требования безопасности на первом месте. Если ЧП по нашей вине — можно на нас жалобу подать. А те, кто занимается теневым бизнесом в гараже, конечно, документов таких не заводят. И налогов ни копейки не платят, — сетует член совета Белорусского союза предпринимателей Степан, отец Николая.

Предприниматели удивляются, когда видят, как автовладельцы ремонтируют свои машины «на дому», можно сказать, в подполье. Ни одному немцу и бельгийцу в голову не придет обратиться к соседу по поводу ремонта.

— Если идти цивилизованным путем и в райцентре удержать эту сферу услуг по европейским стандартам, нужно организовывать все, как положено. Одно дело — компьютерная диагностика. Открыл ноутбук и — вперед. Это просто. Другое — ремонт тормозной системы, подвески, всего, что влияет на безопасность движения. Таких условий не создать в гараже, — уверен мой собеседник. — Нужны подъемники, стенды, технически оснащенная диагностика… Даже несмотря на то, что кто-то может от этого пострадать и придется переломить часть привычной системы взглядов, ее нужно менять.

Приведу наглядный пример. Домохозяйка может купить специальную кухонную машину и сделать колбасу для семьи. Но продавать ее на рынке? Правда, выглядит в диковинку. Так же и в нашей ситуации. Домашняя колбаса, которую продают на рынке, — это и есть упрощенный образ нелегального гаражного автосервиса. Или же частные стоматологи. Много высококлассных специалистов арендуют помещения под зубные кабинеты. А если бы не арендовали, не оформляли лицензии, а лечили зубы пациентам на дому? Кто пойдет к таким эскулапам?..

Легальный автосервис не может конкурировать с теневым гаражным в отличие от других сфер. И это давно очевидно, уверен. Потому что его сложно контролировать, хуже того, сами проверяющие идут в гараж к «дяде Ване». А раз не проверяют, то операция, качество детали — лишь вопрос совести доморощенного автослесаря.

— Налоговики приходят в такие гаражи крайне редко. Отвечают, что нет ни времени, ни средств, ни кадров… В гаражах сварка, покраска — могут баллоны взорваться. Где МЧС, эпидемиологи? — спрашивает Степан.

Вот и выходит, что превратился гаражный бизнес в теневой, отрасль — во вседозволенность и круговую поруку. В одном из районов Могилевской области, например, мы насчитали десятки нелегальных СТО. Даже в центре города один работает. Более 10 лет, без всяких вывесок. Все местные знают, что здесь ремонтируют авто, и пользуются «втихаря» нелегальными услугами.

Ремонтируешь не свою машину — получи штраф

Правда, несмотря на «гаражные» условия, нельзя сказать, что сервис нелегалов всегда хуже, чем на официальных СТО. Уверен, многие это хорошо знают, так как испытали на своих машинах. Многие теневые ремонтники стараются делать все на совесть. Так, чтобы клиент не только к ним вернулся, но еще и рассказал о них своим друзьям. Ведь это единственный способ для нелегального СТО создать себе рекламу.

— Я не утверждаю, что сервис у нелегалов некачественный. Есть и у них хорошие специалисты, — продолжает свою больную тему Степан. — Но их деятельность должна быть упорядочена. А то так: занимаемся с ними одним и тем же, закон мы соблюдаем, а они — нет. Причем проверки у нас постоянно. Вот только в августе закончилась проверка органов стандартизации, в сентябре придет налоговая, в октябре — МЧС. Все по графику… Хотя можем тоже закрыть ворота, положить документы на стол о приостановлении деятельности и уйти в теневой бизнес. Всех проверяющих в лицо знаем. Нагрянут, ворота на замке, частная территория. Вход запрещен. Как и остальные делают. Нет, мы этого, конечно же, не сделаем: мы законопослушные. Но знаете, наши конкуренты с нас смеются. Почему? Правила должны быть одинаковыми, без двойных стандартов.

— А не пробовали сделать расценки на запчасти и услуги пониже, чем в гаражах. Может, ценой отобьете клиентов? — интересуюсь у Степана.

— Нам это не выгодно. Электроэнергия почти в 8—10 раз дороже, чем у них. Да и к тому же наш слесарь-механик получает в 3 раза меньше, чем в той же столице. А работа аналогичная. Мы устанавливаем сами расценки, регулируем их под платежеспособность региона. Представляете, если зарплату понизим рабочим. Останемся ни с чем, без кадров.

У нас и так острая нехватка кадров. В автосервис просто с улицы человека не возьмешь. Нужен хороший практик или с образованием и опытом. Мы устраиваем новичка, а он, хитрый, подучится годик и просит зарплату повысить. Если нет — уходит в гараж. Так сами себе и растим конкурентов, — рассказывает Степан.

Личные автомобили есть у многих госслужащих. По словам собеседника, не исключено, что они также пользуются теневым автосервисом. В этом есть небольшой элемент коррупции. А учитывая, что нелегалы-ремонтники в каждом райцентре, коррупция в этом направлении охватила всю Беларусь.

У собеседника есть идея самого простого способа, как поймать нелегалов без контрольной закупки, которую в маленьком городке, где все друг друга знают, налоговым органам сделать непросто. Известно, что личный гараж предоставляется для хранения личного автомобиля. И предпринимательской деятельностью по ремонту в нем заниматься нельзя. Когда у теневиков стоит чужая машина, они оправдываются: свата или брата, мол, ремонтирую ему…

— Если так сильно хочется помочь своему родственнику и ты большой специалист, за инструмент и — к нему в гараж — ремонтируй, — поясняет Степан. — Контролирующим органам нужно проверять документы на автомобиль, стоящий в гараже. Потом сверить с документами хозяина гаража. Машина его — вопросов не должно быть. Стоит чужая, разобранная, — плати штраф. И не нужно никаких контрольных закупок. Нужно только эти тонкости прописать в законе.

Беспредел есть, но небольшой?

САМИ налоговики считают, что большого беспредела в сфере оказания услуг по ремонту машин нет. И проблема не стоит так остро, как о ней говорит Степан. Регулярно проводятся проверки. Многих нарушителей выявляют, но их не так много. Некоторые нарушители становятся на тропу закона и регистрируются.

— Регистрация организаций СТО из года в год увеличивается, уплата налогов также растет, — пояснил начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Беларуси Николай Потеев. — Нельзя сказать, что они все уходят в тень. Из общего числа выявленных пять нарушителей в этом квартале зарегистрировались. Потому что ответственность немаленькая за нелегальное СТО — до 100 базовых с возможностью конфискации предметов, которые используют в нелегальной деятельности.

Я не отрицаю, что есть еще гаражные мастерские, которые остаются в тени. За январь—июнь проведено 215 внеплановых тематических оперативных проверок в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей. Арестовано денежных средств на сумму 1,4 миллиарда рублей. Привлечено к административной ответственности 113 лиц, сумма штрафов — 106,3 миллиона рублей. Доначислено налогов 35,6 миллиона рублей. Также проведено 90 плановых проверок, доначислено 35,6 миллиона рублей налогов. К административной ответственности привлечено 65 должностных лиц, сумма штрафов — 40,9 миллиона рублей. В сфере оказания услуг СТО выявлен 131 факт незарегистрированной предпринимательской деятельности. По результатам контрольных мероприятий 35 физических лиц привлечены к административной ответственности.

Налоговая система упрощена до предела, и в этом плане недостатков нет. Кстати, со следующего года в Налоговом кодексе именно для этой категории вводится такое понятие, как «вмененный доход». Будет рассчитываться определенная сумма, которую официальные владельцы СТО уплатят в бюджет. Нами разработана такая методика и добавлена статья в проекте закона об изменениях в Налоговый кодекс. А для того чтобы искоренить нелегалов, необходимо создать условия.

Перечень услуг на стадии согласования

Начало было дано 17 сентября, когда глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 432. Во вчерашнем номере некоторые разъяснения на этот счет опубликовала и «Белнива».

Как пояснили в пресс-службе Министерства торговли, указ распространяется на все гаражные массивы, не только кооперативные. Новшества, разработанные в законодательстве, помогут провести четкую грань между понятиями «легально», «нелегально». Это, как уверены в Минторге, упростит деятельность контролирующих органов.

Что касается перечня услуг, которые смогут оказывать автослесари в гаражах, то соответствующее постановление Совета Министров уже разработано и проходит стадию согласования со всеми заинтересованными сторонами. Запретят обслуживание и ремонт в гаражах-мастерских автомобилей, которые оборудованы газовыми установками. Также ограничат по весу автомобили, то есть общая масса транспортного средства должна быть не более 3,5 тонны. На первом этапе, конечно, не все виды работ, которые нашим мастерам хотелось выполнять у себя в гараже, будут разрешены. Некоторые из них напрямую связаны с безопасностью человека. Поэтому органы, осуществляющие сертификацию этих видов работ, будут серьезно подходить к выдаче данной документации. Кроме того, надо будет еще получить санитарно-эпидемиологическое заключение по санитарным правилам.

Министерство торговли совместно с государственными органами проводили в стране работу по решению проблем в сфере автосервиса с 2010 года. Результатом стало снижение в Беларуси количества нелегальных автослесарей, но этого было недостаточно. Поэтому было решено устранить эти трудности путем легализации услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны) в гараже, переоборудованном в мастерскую.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter