Почему легальные СТО выживают с рынка «гаражных» мастеров

Гараж с закрытыми воротами

Нелегальный рынок автосервиса доживает свои последние дни. Конечно, гаражные мастерские полностью никогда не исчезнут. Но их количество сокращается с каждым днем. Сказалось пристальное внимание государства к неплательщикам налогов, а где-то свою роль сыграла и либерализация законодательства. Но по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), упрощения все же не спровоцировали массового перехода «теневых» мастеров в белую зону. «Подпольщиков» выживают с рынка не столько визиты силовиков и контролеров, сколько современные технологии, плюс — падение покупательской способности населения.

Разворот на месте


Вопреки расхожему мнению, испытывая дефицит средств, водители не бросились в объятия дяди Васи. Наоборот, сжимание потребительского рынка заставило повернуться лицом к клиенту, снизить цены, обхаживать не только владельцев новеньких машин, но и автомобилей постарше. А впереди услуги автосервиса ждут еще более неожиданные метаморфозы.

В Белорусской автомобильной ассоциации тенденции рынка СТО объясняют очень просто. В былые времена, еще лет пять назад, дилеры в основном ориентировались на молодые машины. Коммерчески это было оправданно: было немало людей, которые меняли авто каждые 2—3 года, пересаживаясь на новенькую модель. Сейчас средний срок владения автомобилем вырос в 1,5—2 раза. Особенно ярко такие тенденции ощущаются последние два года. Впрочем, это не какая-то национальная тенденция, а общемировая специфика. Автодилеры уже ориентируются не только на маржинальность продажи автомобиля и его гарантийного обслуживания, но и всеми силами стараются удержать клиента в своих объятиях, продлевая сотрудничество на максимально длительный срок. Другой вопрос, что наиболее трепетно относиться к комфорту автомобилистов СТО стали только последние несколько лет. И если относительно недавно они ориентировались в основном на машины возрастом до пяти лет, то нынче стали более лояльны и к владельцам техники постарше.

Во многом таких автомобилистов удалось привлечь за счет снижения цен. Все-таки еще относительно недавно, в первой половине 2010-х, цена нормочаса у официальных дилеров не отличалась особой демократичностью. Да, в безвестных гаражах качество работы всегда оставляло желать лучшего. И владельцам молодого транспорта был смысл «смотреться» у авторизованных мастеров: жалко, если «гаражник» загубит новенькую иномарку. Но для авто постарше, которые потеряли уже от первоначальной стоимости 50—70%, обслуживаться в официальных сервисах являлось слишком большой роскошью. Да, умельцы на не совсем понятных станциях далеко не всегда отличались компетенциями, старательностью и добропорядочностью. Но брали за услуги в несколько раз меньше, чем их официальные коллеги. Конечно, за счет минимизации налогов, а иногда и вообще их неуплаты. Но свой карман для большинства клиентов всегда был ближе бюджета. Да и объективно: тарифы тех же СТО автодилеров финансово могли потянуть далеко не все обладатели машин старше пяти лет.

Фото Ukrindustry.com

Непростая арифметика починки


Еще несколько лет назад добропорядочные станции не могли конкурировать с «серым» рынком по цене. И Россия, и Беларусь тогда жили в интересных условиях наплыва шальных денег. Перегретый рынок труда перекосил все понятия о справедливой и адекватной заработной плате. Автослесари в начале десятилетия являлись чуть ли не самыми капризными работниками. В БАА говорят: даже в регионах более-менее квалифицированный специалист требовал доход в 1—1,5 тыс. долларов на руки. Вот и получалась интересная арифметика. Опытный мастер может за месяц наработать около 150 часов, которые продаются клиентам. Остальное время уходит, так сказать, на подход к машине и сдачу ее хозяину. В результате в себестоимости нормочаса 10 долларов составляла только чистая зарплата. А к ней еще надо прибавить отчисления в ФСЗН, подоходный налог. А если еще учитывать и НДС, то при прайсовой стоимости часа около 20 долларов, официальный сервис выходил на нулевую рентабельность. Впрочем, тогда с неплохой маржинальностью продавались новые машины, поэтому с нулевой рентабельностью сервиса можно было и мириться.

Сегодня ситуация изменилась. И трепетно приходится относиться к прибыльности любых видов услуг. Сжатый внутренний спрос не позволяет задирать расценки. Правда, изменившиеся условия сыграли и на руку СТО: расходы на заработную плату снизились. Поэтому сегодня тарифы удалось вплотную приблизить к «гаражным».

Мастера на все руки

По данным БАА, официальным СТО удалось не потерять физические объемы оказанных услуг. Парадигма такова, что клиенты «серых» станций достаточно активно перетекают в официальный сервис. Правда, только на «закручивании гаек» сегодня заработать крайне сложно. Поэтому автомастерские активно развивают самые разнообразные направления бизнеса: продают страховки, аксессуары, оказывают услуги по продлению гарантии… Фантазия бурлит и генерирует новые идеи, чтобы увеличить средний чек каждого клиента. С другой стороны, для автовладельца стараются создать полный комплекс услуг, чтобы в одном месте, одновременно и параллельно он мог решить все свои проблемы.

Пожалуй, клиентоориентированность стала лозунгом и основной бизнес-стратегии СТО. Экономические метаморфозы, несомненно, не самый приятный сюрприз в жизни. Но нет худа без добра: именно сжатие потребительского рынка дало не просто толчок, а пинок многим участникам рынка, четко сориентировав их на маркетинговое мышление. В некоторой степени, клиенты СТО в накладе не остались: сегодня авторизованный сервис стал более доступным, качественным и человечным. Впрочем, у станций выбор не очень велик: либо уважать владельцев, либо остаться без них. Клиентская база становится если не основным, то, по крайней мере, одним из превалирующих активов в сфере услуг.

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter