Гарантирует успех белорусский “Политех”

Правда ли, что “технари” — это люди, которые не любят читать художественную литературу? Кто и зачем построит морские корабли для сухопутной Беларуси? Можно ли по уровню конкурса в Белорусский национальный технический университет судить о состоянии реального сектора экономики страны? Об этом обозревателю “НГ” рассказывает ректор БНТУ, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор технических наук, профессор Борис Хрусталев.

Наука и жизнь
— Технический вуз, по определению, должен готовить специалистов “под заказ” реального сектора экономики. Возможно ли соответствовать этому требованию, организуя учебный процесс для 26 с лишним тысяч студентов?
— Возможно, потому что мы одними из первых в республике осознали, что во главу угла надо поставить потребности производства, создав им опережающее научное обеспечение и фундаментальную образовательную подготовку. Первые учебно-научно-производственные объединения у нас были созданы 15 лет назад. Этот опыт сегодня перенимают не только вузы Беларуси и стран бывшего Советского Союза, но и партнеры из дальнего зарубежья — Германии, Польши, стран Ближнего Востока и Средней Азии. Это позволило сблизить вуз с предприятиями, расставить в верном порядке звенья цепи “производство—наука—образование”.
На Минском тракторном заводе, например, у БНТУ 4 филиала кафедр. Бок о бок со специалистами тракторного завода там работают наши преподаватели, проходят практику студенты. Если производство ставит задачу — условно говоря, поднять качество такого дефицитного материала, как серый чугун, — мы подключаем свои научные кадры и выходим на ее решение. Если тракторному заводу нужны узкие специалисты, мы вводим специализацию и определяем нужное количество студентов, которые будут готовиться по данному направлению.
Я всегда был противником вала в высших учебных заведениях. Опыт БНТУ свидетельствует, что вуз может гибко реагировать на потребности предприятий: выпустили 20 узких специалистов — возможно, в следующем году набора на эту специальность не будет или цифры будут откорректированы.
С руководством МТЗ мы пришли к пониманию относительно еще одной идеи — удовлетворять потребности предприятия в различных специалистах комплексно. Этому предприятию нужны специалисты не только в области тракторостроения и двигателей внутреннего сгорания. Им нужны энергетики, машиностроители, материаловеды, строители, архитекторы, специалисты в области маркетинга, дизайна. Все названные специальности есть в БНТУ, и, начиная с третьего курса, студенты проходят практику на МТЗ. Если студент придет на предприятие один, он не сможет чувствовать себя так комфортно, как среди знакомых лиц. А через годы, когда придет пора карьерного роста, многие ведущие посты займут однокашники, то есть друзья и единомышленники.
Фактор, будь человеком
— Экономика сегодня ставит ребром вопрос о собственной атомной электростанции.  Готов ли ответить на него ведущий технический вуз?
— Сейчас над ним работают ученые, затем, действительно, может пойти речь о подготовке кадров. Исторически этим занимался БНТУ, в то время Белорусский политехнический институт. В 1983 году решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР он был определен для подготовки по специальностям “строительство и эксплуатация атомных электростанций”. Мы успели сделать несколько выпусков, но потом случился Чернобыль, и специальность пришлось закрыть. Но у нас остались учебные планы, сохранился кадровый потенциал и хорошие связи с Игналинской АЭС, украинскими и российскими атомными станциями, которые принимали на практику наших студентов.
Если окончательное решение о строительстве АЭС будет принято, готовить специалистов для отечественной ядерной энергетики могут три организации — Академия наук, БГУ и БНТУ. У  нас будут различные задачи, но друг без друга с таким масштабным проектом не справимся, так как цель у нас одна.
Точные сроки открытия специальностей назвать пока не могу. Но наверняка знаю и хочу объяснить всем, что сама по себе атомная энергетика не приносит вреда. Все дело в человеческом факторе.
В далекие времена, испытывая мост на прочность, под него ставили автора проекта, над головой которого проезжал груженый транспорт. Осваивая новые виды деятельности, люди ошибаются: катастрофы случались и в кораблестроении, и в самолетостроении, и в строительстве. Но сегодня Беларусь может использовать накопленный международный опыт в области строительства и эксплуатации АЭС. Глава государства заявил, что в случае окончательного решения будем объявлять тендер на строительство. Выиграет его страна, которая предложит самый безопасный проект.
Держи краба!
— Изучая составленный Республиканским институтом контроля знаний “Профпрогноз”, я искренне удивилась: на последней строчке в рейтинге абитуриентских симпатий значится очень интересная специальность — “кораблестроение” БНТУ...
— Я думаю, у этой специальности все еще впереди. Она открыта совсем недавно, по моей личной инициативе, и это решение далось достаточно тяжело.
В Беларуси развит речной флот, особенно в Пинске, Речице, Гомеле.  Не все знают, что в маленькой Речице сегодня выполняются заказы таких морских держав, как Голландия или Дания, на изготовление судов класса “река-море”. Мы просчитали, что государству было бы выгодно иметь свои морские суда, арендовать порты, покупать квоты на вылов морепродуктов. Поэтому БНТУ открыл две новые специальности — “кораблестроение” и “низкотемпературная техника”.
Одна специальность связана со строительством и эксплуатацией кораблей, вторая — с обслуживанием их “начинки”, то есть холодильников.
Мы послали четырех преподавателей учиться в ведущий вуз не только бывшего Советского Союза, но и всего Европейского и Азиатского региона — Санкт-Петербургский кораблестроительный институт. В скором будущем откроем кафедру кораблестроения.
Причина недостаточного внимания абитуриентов к этим специальностям — в нехватке информации. Пока у большинства белорусов кораблестроение ассоциируется только с Пинском и Речицей, а Речица, на взгляд неосведомленного человека, обычная белорусская глубинка. Хотя это один из самых красивых уголков страны. Точно так же наши студенты порой недооценивают солигорский “Беларуськалий” и жлобинский БМЗ. На моей памяти ни один из распределенных в эти города выпускников не захотел вернуться в столицу: предприятия на плаву, там высокие заработки, активные международные контакты. У молодых специалистов есть возможность не просто достойно жить на зарплату, но и съездить за рубеж, мир посмотреть. Пройдет время, и речицкие перспективы откроются даже столичным выпускникам.
Экономика прирастает технарями
— Конкурсы и проходные баллы прошлого лета показали, что слова “инженер” и “неудачник” перестали быть для молодых людей синонимами. Вы спокойны за количество первокурсников в ближайшие годы?
— Демографическая яма станет причиной того, что количество абитуриентов в Беларуси снизится с сегодняшних 90—100 тысяч до 60.
Но есть много вариантов смягчения ее негативных последствий. Мы не должны забывать о людях, которые окончили школу несколько лет назад и по каким-то причинам сразу в вузы не поступили. Многие из них захотят стать студентами. К тому времени наши специальности претерпят изменения: большое их количество будет привязано к реальному сектору экономики. Это привлечет выпускников профессионально-технических и средних специальных учебных заведений.
В начале 90-х, когда все враз захотели стать юристами и экономистами, БНТУ сохранил свое лицо и уникальные научные школы. Хотя мы были чуть ли не единственным вузом, который не открыл специальность “юриспруденция”.
По конкурсу в наш университет можно судить, как развивается реальный сектор экономики. После распада СССР конкурса не было вообще, с трудом заполняли студентами бюджетные места. Но никто из преподавателей не ушел: настоящий технарь, который любит свое дело и свою страну, не бросит работу ради высокой зарплаты. Мы сохранили основные инженерные специальности, не позволившие обескровить отечественную промышленность, хотя некоторые кафедры в полном составе переходили на 0,7—0,8 ставки. Потом конкурс подрос до полутора человек на место, двух, трех... Это очень хороший показатель для технического вуза, ведущего набор на автомобиле- и тракторостроение, энергетику, строительство, металлургические процессы, материаловедение. Эти специальности — основа основ любой экономики!
Когда развитые страны заводят спор о том, чья экономика сильнее и стабильнее, они принимают во внимание уровень научно-технического прогресса, эффективность и скорость внедрения научно-технических разработок на предприятиях реального сектора экономики, степень и равномерность распределения научного и интеллектуального потенциала, скорость кадрового перевооружения крупных предприятий. Эти четыре позиции можно объединить в одну: подготовка кадров. Качество высшей школы в значительной степени определяет силу экономики.

“Технари” — народ спортивный. Шесть лет подряд БНТУ занимает первое место на республиканской универсиаде среди высших учебных заведений страны в своей подгруппе. Университет развивает более 20 видов спорта, регулярно проводит спартакиады среди факультетов и общежитий, турниры и дни здоровья.

 К сожалению, пока в Беларуси обучается неоправданно мало молодых людей из других стран.
Образовательные услуги становятся все более выгодной статьей экспорта: в 1950 году во всем мире насчитывалось 100 000 студентов, обучающихся за рубежом, в 1980-м — 1 миллион, в 2000-м — 2 миллиона. К 2010 году, по прогнозам, их количество достигнет 3 миллионов, все вместе они заплатят за учебу около 10 миллиардов долларов. США, Франция, Англия, Германия и Австрия за несколько последних лет увеличили число иностранных студентов в 5—7 раз. Поэтому БНТУ ставит задачу привлечь иностранных студентов, хотя пока даже не вышел на свой прежний уровень: у нас примерно 750 иностранцев, в лучшие годы их количество доходило до 1000—1100.
На наш взгляд, структура подготовки специалистов в высшей школе должна быть выстроена по принципу пирамиды. Дипломированных специалистов могут готовить многие вузы, магистрантов — более узкий круг, в основном ведущие университеты, аспирантов и докторантов — избранные учебные заведения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter